Перейти к публикации

Таблица лидеров

  1. Фортуната

    Фортуната

    Жители


    • Баллы

      49

    • Сообщения

      5911


  2. Меланхолический Кот

    • Баллы

      29

    • Сообщения

      527


  3. Greedy

    Greedy

    Жители


    • Баллы

      13

    • Сообщения

      2449


  4. Мартин

    Мартин

    Хранители


    • Баллы

      12

    • Сообщения

      16694


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей кармой начиная с 04/02/24 во всех областях

  1. Ребята, спасибо вам большое! Очень теперь хочется поделать подобных масштабных артов по игре (м.б. попозже перерисую иллюстацию с отрядом Дуинлан перед Периклавской Битвой). А пока... Немного ностальгический пост с работами аж 2016-го года. Примерно тогда автор уже по-своему легендарного "Племени Гая" предложила мне полностью проиллюстрировать свой оридж, подарив взамен саму книжку, когда она всë-таки соберëтся её издать. К сожалению очень скоро Покров перестала выходить на связь, "ПГ" так и не было издано, и спустя практически восемь лет мне хочется хотя бы показать наработки того, что могло бы получиться (м.б. кто-нибудь из читавших эту историю сможет поностальгировать). Заготовка обложки... ... и заготовки иллюстраций:
    5 баллов
  2. Бывает) В него всё-таки достаточно сложно втянуться, хотя если получается то оно того стОит (хотя, конечно, как иллюстратор я в случае этой работы предвзята) Спасибо большое! И за ссылку, с фиком ознакомлюсь... Делюсь не рэдволльской, но с братского фандома работой - по Ghost of a Tale: я сделала немало артов в 2018-19хх годах, плюс Инктобер, но среди заказных работ по игре это, можно сказать, первая. Несколько клоз-апов:
    5 баллов
  3. Ы-ых, да, испытываю некое неудобство за то, что получается выкладывать так редко (и однотипно): но по мере сил, как говорится)) Попросили вести семинары у бакалавров - хех, на филфаке ничего не меняется (разве что в моей параллели больше людей готовилось к семинарам, а нынешние второкурсники вообще не знают, что такое "книга")))) Начала "Жемчуг Лутры" (крыска, Сагитар Пилозуб, как раз оттуда) - очень нравится. Грустно, что многие из старых героев умерли к началу повествования, но на то и жанр хроники)) П.С. - Всех с наступающей Пасхой!
    4 балла
  4. С Днём Рождения, аббатство!
    4 балла
  5. Спасибо! Форум уже достаточно давно сместился с центра интересов к периферии, но пока всё равно продолжаю что-то здесь постить (а то много тем и так заброшено). Забыла выложить фанарты-рэдволлизации, сделанные года три назад - все три по играм:
    3 балла
  6. Уже август, надо же. Последние два месяца тянулись как будто вечность, однако есть пара почеркушек, чтобы показать, что я хоть жива-здорова:DD
    3 балла
  7. Ну, начнём. Как могла бы выглядеть пиксельная заставка старой компьютерной игры по Воину Рэдволла
    3 балла
  8. Решила в этот раз представить героев Diablo II в новом для себя стиле! К вашим услугам Русса Амазонка, Фаррана Убийца, Мёрт Отравитель, Урт Суровый, Матиас Паладин, Тримпизендра и Урган Оборотень!
    3 балла
  9. Вспомнила, что позавчера было 14 лет со дня моей регистрации здесь. Можно даже сказать, полжизни прошло на Рэдволл.Ру, но это не совсем так: мой интерес к серии варьируется в зависимости от вдохновения и времени, а с ним и регулярность посиделок на Форуме, от недель непрерывного общения до почти годового затишья. Пик вовлечённости пришёлся где-то на 2015-2017 года, и вряд ли я ещё на него поднимусь :'3 Но я в любом случае люблю РР до сих пор *салютует чашкой жасминового чая*
    3 балла
  10. 2 балла
  11. Сборники (~7 часов). Создан новый раздел Сборники в Творчестве. Теперь можно логически группировать фанфики и стихи, объединяя их в сборники. Сборник можно скачать в fb2 одним файлом, чтобы мне не приходилось каждый раз грузить несколько файлов для ознакомления со всеми фанфиками конкурса. Также добавлена возможность скачивать фанфики и сборники в формате epub, чтобы мне не приходилось каждый раз конвертировать файлы для Kindle.
    2 балла
  12. Выложу не по конкурсному порядку, а как читала. Две последние будут чуть позже. Итак… Детектив Шестикогть Интересная, небанальная и деликатно не нарушающая канон версия всем известного события. Она коварно и умело роняет зерно сомнения - а кто же всё-таки похититель?… Мне очень понравилось, как показан внутренний мир Покрова через повествование от его лица - например, отлично раскрыто и объяснено отношение к Бриони, а также продемонстрировано обилие самолюбования, откровенное фиглярство и обострённая злопамятная ранимость - очень в его духе. Начало весьма эффектное и сразу погружает в иронично-нуарную атмосферу. Вот если бы конец был чуть лаконичнее и в том же духе - я была бы в восторге. Мне есть что сказать в плане критики, но на публику позволю себе лишь такое замечание - на мой взгляд, стоило бы ограничить последнюю фразу словами «Надо не забыть спрятать шляпу - могут возникнуть вопросы.» Или просто «Надо не забыть спрятать шляпу». Простая история Парцелляция! Обожаю. Остро. Ярко. Цепляет. С первых же строк. Воу! Всего одно «плохое» слово, а я уже чувствую, как капли дождя падают на догорающий пепел в трубке. Тут мне хватило всего - и лаконизма, и уважения к читателю, и владения словом в целом. Не могу не отметить потрясающую уместность короткого рваного стиля повествования, выразительного ритма и чёткой структуры текста в таком формате и жанре. Художественных описаний по минимуму, и ровно там, где они нужны. Меня жжёт изнутри проиллюстрировать эту мрачную историю в стиле «Города грехов». Графично. Контрастно. С акцентами цветом. Переживая за тональные отношения больше, чем за свои. Десять из десяти. Однозначно голос. Морковное дело Очаровательно. По меньшей мере пять из десяти за пародию на Пуаро с его манерой эффектных финальных разоблачений. Я пару раз споткнулась о небольшие ошибочки, но на общем хорошо написанном фоне они умилили, а не взбесили. Не могу не отметить открытый финал. Отличный приём, которым часто пользовались великие писатели, здесь он уместен и производит то впечатление, на которое рассчитывал автор: мне дали возможность самой предположить, каков будет конец. Больше я такого хода ни в одной работе не увидела. Даёшь разнообразие!) Кошмар Прочла на одном дыхании. Обожаю мистику! Поначалу мне казалось, что это скорее психологический триллер, чем детектив - впрочем, произведение от этого только выиграло. Тёмная тревожная атмосфера выдержана настолько хорошо, что ощущение напряжения и ужаса не отпускает ни на секунду. Она во всём, в каждой детали - в цветовой гамме (всполохи розового чепчика и красной банданы бандита на мрачном грозовом фоне), в интригующих мелочах, выразительно написанных буквально одним мазком (почему Эмиль вздрагивает при упоминании аббатства? Почему не хочет заходить?..) Даже типичный рэдволльский пир, вроде как являющий собой воплощение гармонии и радости,на самом деле тонко и между строк представлен как отвратительно разнузданное адское действо, от которого хочется оказаться подальше. Браво автору за мастерство! Отдельно хочу похвалить за сдержанность в кровавых описаниях. Зная, что автор пылает особой страстью к красочным взрывным бодихоррорам и прочей патологоанатомии, понимаю, как тяжело было себя сдерживать в угоду осознанию, что есть опасность скатиться в низкобюджетный слэшер. Однако этого не случилось. Ограничиться опарышами было, как мне кажется, мудрым решением! Нет, при желании можно попридираться к незначительным шероховатостям (так опарыш, упавший на нос Хейко, был твёрдым или всё-таки мягким?) - в основном по сюжету. Например, я бы переставила эпизод с Хейко, изучающим свитки в сторожке, из финала в самое начало (или сделала его эпизодом после прихода Эмиля и Ирвин в аббатство. Тогда сцена с рассказом об их содержимом имела бы совсем другой эффект - не «аа, ну понятно, ещё деталь.», а головокружительная и жуткая завязка, ничуть не уступающая по уровню саспенса вступительной сцене с хищниками. Также очень порадовала явная сложность и неоднозначность каждого - действительно каждого появляющегося в действии персонажа. Словно и в этом тоже отражается суть названия, «обратная сторона добра». Отдельный плюс за попытку написать стих-загадку. Такая чисто рэдволльская фишка, а кроме автора «Кошмара» никто не применил (из пока что прочитанных, дело об аббате я оставила на десерт. Впрочем, никого не осуждаю, это всё-таки довольно сложно, я и сама бы не решилась, поскольку начисто лишена таинственного песенного дара). Одним словом, получилось очень захватывающе и кинематографично! И, конечно же, здорово, что по законам жанра в конце остаётся некая загадка. Чего не хотел Мартин? За что он просил прощения?… Однозначно голос. Одна жертва двух зверей С первых строк воображение поражает сочная, яркая и живописная цветовая гамма произведения. Описание природы настолько приятное, искреннее и не занудное, что разум скользит по нему с лёгким удовольствием, органично накладывая мигом расцветающую иллюстрацию. Хочется взять в лапы мастихин с щетиной и нанести на картон жирные фактурные мазки осенней листвы гуашью и темперой, а затем вытащить из колчана арсенал тонкого колонка и тщательно выписать богатые детали - рукоятку кинжала, флажки на палатках, блеск взглядов и клинков, жёсткость дерева. Вкусно! Очень здорово встряхнула динамика повествования - бодрая, живая, интригующая и не дающая заскучать. Вообще в целом порадовало разнообразие настроений работ! Конкретно у этой оно очень эпичное и приключенческое, а детективная нить как бы вплетается в эту атмосферу, обогащая ее. Как впоследствии видно, язык произведения роскошен и разнообразен, но без перегруженности лишними украшательствами - описаний природы/эмоций/убранства в тексте ровно столько, сколько нужно, никаких толстовских дубов на десять страниц. Этюд оставляет очень сильное и глубокое впечатление. Весьма непривычно читать детектив, в котором нет однозначного сыщика, ярко выраженного расследования, а преступник… так, нет, это будет спойлер. В любом случае, все персонажи объёмно прописаны, многогранны, вызывают интерес и сопереживание. В итоге я чувствую и радость от справедливого завершения истории, и обиду со злым стыдом за Хантура, и интерес к Себелле, и разочарование в Саламандастроне. Ух. Голос. Убийство аббата Ну что ж, десерт. Таааааак, ну во-первых сразу скажу, что голос отдам даже если мне не понравится - чисто за вложенную душу, качественную проработанность и объём. Да, меня немного напугало «необходимое предуведомление» - оно как бы сразу дало понять, что это будет не лёгкое чтиво на ночь, придётся включить мозги и внимательность на полную мощность. Впрочем, я уже начинаю получать удовольствие от мыслительного процесса (зайцы Саламандастрона, молчать) - изучать предложенную схему аббатства оказалось очень любопытно. Ммм, те самые отсылочки! Волею случайного спойлера я узнала, что Урбан - это особое буквосочетание, не соответствующее моей реальной ассоциации. Я почему-то подумала, что это отсылка к «Камо грядеши» Сенкевича - там был персонаж Урс (почти как Урт, хе), принявший в христианстве новое имя Урбан. От Уолтера, Хорхе и… папоротника мне чуть повеяло «Во все тяжкие») Знаю, и в мыслях не было, самой забавна такая ассоциация. К своему огромному стыду, я пока не читала «Имя Розы» и намерена исправить это в ближайшее время - тем более, после такого интерес разожжён вдвойне! В целом у меня пока нет ощущения той жуткой тёмной тревоги, которой был насквозь пропитан «Кошмар». Иллюстративно у меня в голове сейчас нечто очень уютное и аутентично средневековое - готический библейский шрифт, тёплые витражные стёкла, пряничная монашеская детализация звериных буквиц, причудливое любование гобеленными драпировками, дурацкие страдающие кривоватые рожицы, как бы наивные кисти лап. И эта восхитительная рэдволльская атмосфера пока превалирует над смутным грязным напряжением, которое должны были создать нерэдволльские события перед… До этого момента я записывала свои мысли по ходу чтения. И, откровенно говоря, это всё равно что быть ответственной за камеру обскура во время путешествия. Существенно перетягивает на себя внимание и отравляет процесс. Поэтому дальше я решила просто читать, а следующую часть отзыва написать по завершении, дабы не портить себе удовольствие. Читать безумно интересно. Пока что, не имея (или не заметив по невнимательности) других зацепок, я пытаюсь опираться на отсылку к «чисто английскому убийству» с его часто повторяемым «такое не могло произойти в Англии, какой нонсенс». Пока не особо помогает) Вот это повороты!!! Не устаю восхищаться слогом и мастерством! Тот самый случай, когда действие вроооде бы спокойное, чинное и неторопливое, но, читая, ты сидишь и трясёшься, выпучив глаза! Камилла - не к чисто английскому убийству ли отсылка?) Долбануться - резануло, не вписывается. Слово «паразиты» употребляется постоянно, но покоробило Уолтера оно только сейчас? Хм, я теперь всерьёз озабочена вопросом устройства рэдволльской уборной. Важный, между прочим, вопрос. Похоже, я напишу ещё одну сказку про золотаря Кашку. Насчёт Брутуса - интересный ложный след. Я даже специально сходила в библиотеку к брату Гуго, чтобы убедиться, что это невозможно - чисто биологически, межвидовой барьер. Что я могу сказать по завершении прочтения? Грандиозно. Очень сильное, качественное, в лучшем смысле этого слова классическое произведение. Скажу очень субъективную вещь - расследование впечатлило меня больше, чем разгадка. Однако финальная фраза настолько поразила своей жуткой неоднозначностью и глубоким лаконизмом, что я потом полдня сидела пялилась в стенку! Браво!!!
    2 балла
  13. Scalrag Брагун Спасибо, ребят!)) Сегодня деанон NSFWшного визуального сегмента Зимней Фандомной Битвы, так что могу, наконец, показать свою очередную обложку к фику любимого автора (TW: на картинке присутствует обезглавленный труп):
    2 балла
  14. Спасиб)) По Харрису тож надо будет однажды попробовать! Спасибо огромное, Скал! Форум последнее время тихий, но сюда порой приятно вернуться. Ну и поделиться заодно творчеством, потом как градиент рассматривать что изменилось в стиле и качестве (ты тоже молодец, что продолжаешь творить, хуманизация Клуни прям понравилась!) В преддверии весны и простуды свежий тематический простудный арт:
    2 балла
  15. Я буду пытаться держать раздел гейм-арта живым, насколько у меня есть силы Я тут обнаружил что нейросети уже довольно неплохо(по моим меркам) умеют в 3д модели Да, надо немного пошаманить, но в целом: Прошу прощения за ужасный видос, я так и не разобрался как записывать экран на маке Если кому интересно как такое получить: В любимой нейросети для картинок просите нарисовать персонажа, мне чатжпт нарисовал такого: Затем загружаете картинку в нейросеть которая по картинке делает модель, например meshy.ai, мне выдало такое: IMG_7668.MP4 Если хочется, можно потом сунуть в mixamo.com и анимировать, но там вроде без нейросетей, просто Адобовские приколы Самый прикол в том, что это всё делается за 15 минут с телефона, если тебе всё равно на качество. Если хочешь результат получше - будь добр допили напильником и попробуй несколько раз и выбери лучший) В общем, если на форуме еще есть молодежь, которая мечтает сделать свою "ВИДЕОИГРУ ПО РЕДВОЛУ!" то пора) Лично я уже начал баловаться
    2 балла
  16. РОЛЕВАЯ ИГРА "ПИР В РЭДВОЛЛЕ" В аббатстве Рэдволл вовсю идет подготовка к празднованию Совайна. Повара трудятся не покладая лап, диббуны наряжаются в костюмы, октябрьский эль дозревает в погребах, в аббатство съезжаются гости. Ну и какой праздник может обойтись без бродячих актеров? И вот по дороге уже пылит скрипучая повозка... Я снова хочу поиграть с вами. В этот раз нас не ждет эпическое противостояние двух древних народов. Вам предлагаются роли бродячих актеров, которые посетят аббатство Рэдволл в преддверии праздника Совайн - и разумеется большого пира, которым его отметят. Ваша задача - за десять дней отрепетировать и провести выступление на пиру, попутно наслаждаясь шумной и бестолковой жизнью в предпраздничном аббатстве. Что может быть проще? Нет, правда, что может пойти не так? Маленький пролог Список персонажей Предпочтительное количество игроков: - 5 (1 заявка подана) Предположительная дата старта регистрации- 29 октября Предположительная продолжительность - неизвестна, ориентировочно 2-3 месяца, зависит от интенсивности. Игра заканчивается на 10 день - во время Совайновского пира. Предположительно игра будет происходить в виде сессий, но также вероятно межсессионное "ленивое взаимодейтсвие" для одиночных персонажей. Тут все же не классическое "пати". В каждый из игровых дней звери будут дважды собираться за "трапезами", для синхронизации по времени и бесед. Можно попробовать сыграть в локациях аббатства, а то они застоялись без дела. После подачи заявки игрокам будет предложена игровая ситуация для проверки на совместимость с выбранным персонажем и умение писать ролевые посты. Да, я скопипастил это с описания "Подземелий". Но все равно пригодится. Начало игры состоится после того как будут набраны все игроки, но не раньше чем через неделю. Итак в этой теме будет происходить подготовка к игре. Здесь же будет публиковаться актуальная информация. На данный момент я прошу форумчан в этой теме ответить на следующие вопросы: 1) Кто будет участвовать? Прошу тех, кто твердо уверен в своем желании, отписаться в этой теме. Список персонажей мал и расти не планирует, Впрочем если у вас есть свой персонаж, которым в хотите заменить оного из имеющихся, это можно обсудить. Вы также, разумеется, можете добавить черт выбранному персонажу по согласованию с мастером. У них есть предыстории, которые можно расширить, за счет таланта игроков. 2) Есть ли кто-то, кто хочет быть вторым мастером? Я сам не уверен, как мы это организуем, но у мне, по-видимому придется играть за добрых полтора десятка нпс. Тех, кому это интересно, прошу также отписаться в этой теме. Если что. все это - сплошная авантюра. Кто готов попробовать?
    2 балла
  17. Немного свежатины по "Котам-Воителям" (не двум котам-друзьям-сопредводителям, а каноничным книжным):
    2 балла
  18. Открыла для себя мюзикл по "Одиссее", получила мощный серотониновый заряд (слишком занята, чтобы сильно много по нему разрисовываться, но надеюсь лапы ещё дойдут до фанарта):
    2 балла
  19. Без иронии, очень приятно такие отзывы читать - когда работа нравится не смотря на кардинально разную оценку её кровавости)) Спасибо ребята! Меньше чем за год полностью проиллюстрировала продолжение "Латексной Принцессы" - "Возмездие Пламени": в этот раз для экономии времени, нервов и бюджета было решено пилить картинки в цифре, так что выглядят они не так лампово и тактильно, как предыдущие, зато с подросшими навыками и с большей смелостью в дидже они мне тоже по-своему нравятся (возможно, даже немножко больше). Автор пока в поиске издателя а я в ожидании своей PDF-копии (пока не известно, когда я смогу получить физическую). Ну и вот, собственно, сами работы:
    2 балла
  20. Свежее по "Знамёнам":
    2 балла
  21. Хорошо получилось. Надо бы проводить этот конкурс ежегодно. При этом, повторюсь, не стоит замещать им традиционные рисовальные конкурсы – как показал текущий конкурс, здесь участвуют те, кто в рисовальные обычно не заходит. Посему нейроарт и обычный арт не будут друг другу мешать. К работам. Сначала об интересных, но не лучших. "Пиксельная заставка". Интересная задумка с уникальным исполнением, минимум артефактов (если не считать кривые пиксели, о чём далее). Но тематика? Какая-то стена с дыркой к какому-то морю – это было в книге? К тому же, можно было бы еще сильнее приблизить арт к задумке "под ретро-игру" простой постобработкой: пикселизацией, чтобы сгладить артефакты, обрезкой 4:3 (она же "старый телек"), мб накинуть постеризацию / цветокор, т к в старых играх было ограниченное количество цветов. "Матиас и Джиндживер". Хорошо получилось попасть в микс стилизации Дона Блата и Пиксар, прям первые ассоциации. Композиция хотя и квадрат, всё равно получилась хорошо. Но, Вулпаз подери, ГДЕ НИЖНЯЯ ПОЛОВИНА КОТА?!!??! Такое чувство, что он врос в пол. хД "Король и Колокол". Вот такое название сложилось при взгляде на вторую синтографию Покрыса. Эпично, метафорично, без каких-то серьёзных дефектов. Отличный Габул, шикарная метафора его падения... Стоп, что?) Это же конкурс по "Воину Рэдволла"! Что ж, в таком случае стоит засчитать промах в тематике. А так был бы голос. Синтографии Lasker: "Куроед и Асмодеус" и "Мышонок с Барсучихой". Мне вообще нравится подход участницы, я вижу попытки запечатлеть именно сцены из произведения, а не простой портрет / пейзаж, это похвально. Но исполнение какое-то... meh. Первое впечатление от артов отталкивающее, в уме рождается оценка, содержащая термины "зловещая долина" и "таксидермия", в целом композиции скучные. Замах на рубль – удар на копейку. "Вязаный Матиас с мечом". Прикольная идея со стилизацией, получилась хорошая плановость и свет. Но почему на фоне кладбища?) Слишком странно. А теперь о том, за что голосую: "Витраж". Классная идея исполнения, прям тащит работу. Сильных артефактов нет: разве что есть избыточные для витража детали, вроде шерсти, складок и тд. Можно поверить, что этот витраж действительно появился в аббатстве после победы Матиаса над змеем, и мне нравится такая идея. "Матиас и Снег". Потому что сцена, потому что красиво, таинственно, с глубиной. У Матиаса щит по канону. Единственный бросившийся в глаза артефакт: нога Матиаса. Однако стоит его поправить – и готова отличная иллюстрация к переизданию. "Гобелен". То же, что и витраж: интересно исполнение, артефактов почти нет (хотя, конечно, назревает вопрос: почему нельзя было поправить "усики" Асмодеуса, просто закрасив их в пейнте?), сцена из канона, которую во вселенной этого самого канона могли запечатлеть именно так. Всем спасибо за участие.
    2 балла
  22. Когда была выбрана книга года, я пообещал, что напишу большую рецензию на "Воина Рэдволла". Теперь я её сделал. Можете негодовать и громить, да. *** В 1986 году случилось страшное. Вызванное аварией на Чернобыльской АЭС радиоактивное облако накрыло Европу, в результате чего часть её населения погибла, часть сбежала, а животные превратились в разумных мутантов. Научившись обращаться с оружием и носить одежду, создав общины, новые хозяева континента начали безжалостно сражаться на руинах человеческой цивилизации… Ой, нет, ошибся. Просто некий мистер Брайан Джейкс, водитель грузовика, заодно к основной работе читая книги слепым детям, пришёл к выводу, что книги те были отстойными. Там было что-то про алкоголизм, наркоманию и подростковые беременности. Нет, детям не стоило такое читать. Надо понимать, им стоило читать это: «Клуни снилось, что он снова и снова падает с доски под стены аббатства. Внизу его ждали призрачные фигуры: Рваноух с безобразно распухшей, посиневшей мордой, скелет крысы в его, Клуни, собственных доспехах, огромный длинноногий заяц и толстая полосатая змея. А кроме них, внизу его ждал, сверкая глазами, воин с поднятым мечом. Клуни хотел закричать, но горло сжалось, словно его душили, и он не мог выдавить из себя ни звука. Острый меч пронзил его грудь». «От боли Куроед потерял сознание. Затем крысы сбросили с дороги тело его матери — оно упало прямо на него. Крысы решили, что обе лисицы мертвы, а если и нет — все равно сдохнут. С трудом Куроед пришел в себя. Он лежал неподвижно, придавленный мертвым телом Селы. Убедившись, что все спокойно, он выбрался из-под трупа своей матери». И особенно вот это: «Темнокогть попытался выскочить наружу, но не успел — барсучиха мигом перевернула котлы вверх дном. Предсмертный крик застрял у Темнокогтя в глотке. Кипящая вода обрушилась ему на голову обжигающим водопадом. Кипяток мгновенно затопил набитый крысами подземный ход. Прижатые друг к другу, крысы даже пискнуть не успели. Тотчас Констанция скомандовала выстроившимся вдоль бечевок зверькам: — Прыгайте! И все одновременно прыгнули через натянутые бечевки. Констанция начала мерно считать: — Раз, два, прыгай! Раз, два, прыгай! Под ударами сотен лап земля вскоре осела — подкоп завалило. Защитники аббатства издали громкий торжествующий крик. Артель Кротоначальника принялась засыпать образовавшуюся канаву камнями и землей. Монах Гуго попросил вернуть котлы на кухню. Некоторое время мыши постояли возле бывшего подкопа и вскоре пошли прочь от длинного каменистого кургана — памятника на братской могиле крыс». Потому что детям нужны старые добрые волшебные сказки, вера в победу добра и хорошие персонажи, с которыми они могли бы себя ассоциировать. В общем, Джейкс написал собственную книгу. Прошло совсем немного времени, и его сочинение стало известно как «Redwall» в англоязычном мире и стало основой для целой саги… Эту книгу я и намерен сейчас тщательно разобрать. Давайте же посмотрим, что она нам предлагает, какие герои в ней участвуют и чем занимаются. Попробуем разобраться, что хотел Джейкс сказать читателям, что в результате у него получилось и какие со всем этим есть проблемы. Свой обзор я решил поделить на три части: мир, персонажи и сюжет. Но в какой-то степени они будут перекликаться между собой. И, да, должен сразу предупредить. Обзор будет критический, даже жёсткий. Я принадлежу к той части фэндома, которая привязана к миру и персонажам, но не к книгам в литературном плане. И, да, продолжаем искать логику в детской книжке про победу добра над злом. (Потому что книга не детская, добро сомнительное и, вообще, ради чего мы тут все сидим?) I. Мир Не секрет и не раз уже говорилось, что мир, изображённый в книге, отличается от того, который показывают нам книги последующие. Там мы видим больший и открытый мир, отличный от нашего. Здесь, напротив, действие происходит на ограниченной локации, которая, как можно предположить, существует в нашем мире. На это указывает уже наличие некоего города в пределах досягаемости, в котором живёт собака, а где-то рядом обретаются фермы, свиньи и лошади. Свою роль играют и связанные с реалиями нашего мира сравнения, как, например, слова о том, что Бэзил лыбился, точно «ученик воскресной школы на пикнике». Хорошо, мы в нашем мире. Где-то в «старой доброй Англии». С добавлением сказочности, конечно. Но всё-таки это не обособленный мир. Теперь встаёт вопрос о размерах персонажей. Не секрет, что по мнению самого Джейкса, значения это не имело. «Мои персонажи будут такого размера, какой вам подскажет собственное воображение». Но, тем не менее, некоторые указания для воображения в книге есть. Так, Рэдволл описан как сооружение, имеющее вполне человеческие масштабы, и его стены сопоставимы с растущими рядом деревьями. Жители аббатства, мыши и другие звери, распоряжаются в нём вполне по-человечески. Они могут взойти на стену и сражаться на ней, или же могут собраться во внутреннем помещении и рассесться вдоль столов. Клуни Хлыст и его крысы сопоставимы с мышами, так, мы видим их карабкающимися на те же стены. Но вот когда армия Клуни приближается к Рэдволлу, то в единственную телегу их набивается несколько сотен! При этом нет никаких оснований считать эту телегу с лошадью чем-то гигантским, поскольку топавшая мимо Констанция с компанией восприняли их в качестве, в общем, понятного и привычного объекта. Другой момент, вызывающий искреннее удивление – эпизод с путешествием Матиаса на чердак, где живут воробьи. Текст даёт понять, что со времён строительства и до описываемого момента туда не поднимался вообще никто. Интересная ситуация: вы владеете аббатством, распоряжаетесь всеми его помещениями, но под крышей у вас уже, по сути, чужое, недоступное и откровенно враждебное государство с собственными порядками! Ещё при первом прочтении меня интересовал вопрос… А кто-нибудь тут вообще убирается на чердаке и следит за состоянием крыши? Или вы ждёте, когда потолочные балки сгниют, и тонны гнёзд вместе с воробьиным помётом рухнут на мышиные головы прямо во время очередного пира? Ещё больше интриги добавляет то, что в сцене пира упомянуты выдры-акробаты, которые «повисли на плети вьюнка, спускавшейся с потолочной балки». Впоследствии эта плеть куда-то исчезает, но её наличие свидетельствует, что подняться наверх на самом деле проще, чем это делал Матиас. На самом деле нетрудно понять, откуда растут лапы (а также уши и хвост) у этой концепции. Конечно, это «Ветер в ивах», а до кучи можно вспомнить «Винни-Пуха» или «Кролика Питера». Да, вот такая смесь сказочного с реальным, прыгающие размеры персонажей там тоже есть. В «Ветре» кульминации она достигает в эпизоде, где переодетый в женщину мистер Жаба бежит от полиции на паровозе. Однако в «Ветре» всё это работало на авторский замысел, создавая уникальную атмосферу чего-то забавно-абсурдного и в то же время трогательно-уютного. Читая книгу, понимаешь, что тут не ошибка или нелепость, а сознательный ход писателя. А вот в «Рэдволле» это так не работает, по крайней мере, для меня. Мешают, на мой взгляд, два обстоятельства: Отсутствие людей. Вроде бы «за кадром» люди присутствуют, но как действующих лиц их нет. В «Ветре» же персонажи-животные вовсю взаимодействуют с персонажами-людьми, поддерживая эффект забавного абсурда. Серьёзность тематики. Если сюжет «Ветра» строится вокруг обычной мирной жизни и быта с философским налётом, то сюжет «Рэдволла» – военно-политический. Война, попытка захвата стратегического объекта предполагают именно реалистический стиль повествования, в который забавные скачки пропорций уже не вписываются. Могла ли та лошадь развалить рэдволльские стены парой ударов копытами? Как мыши воздвигли шикарное аббатство по соседству с филином, который ими питается? А как Клуни предполагал завоёвывать и удерживать в своей власти страну, в которой живут гигантские совы, коты, собаки, и каждый из них даже сам по себе может в два счёта уничтожить или хотя бы обратить в бегство его армию? Хорошо, я понимаю, что тут у нас такое замысловатое переплетение реального со сказочным, но вот с сюжетом оно не очень хорошо сочетается. В качестве «хэдканона» можно предположить, что на самом деле Рэдволл окружён таинственным силовым полем, внутри которого все разумные звери приобретают аналогичные человеческим пропорции. Граница поля проходит около церкви Ниниана, как раз там, где опрокинулась телега Клуни. Сама церковь разделена полем на две части: в одной Клуни может свободно восседать на кафедре и ломать её, в другой же находится жилище семьи Черчмаусов. Преследовавшие завоевателя кошмары обусловлены тем, что он слишком часто переходил границу и словил смещение в сознании. Верхняя часть аббатства тоже выходит за пределы силового поля, поэтому туда никто и не лазает. Как можно заметить, на чердаке воробьи жестоко избивают Матиаса, надевают на него ошейник, однако на земле Клюву легко запирают под корзинкой. Впоследствии вот такой условно-сказочный и немного абсурдный мир Джейкс попытался перевести в эпическое фэнтези (хотя он сам говорил, что не любит этого слова, по факту получилось именно так), разорвав связь вселенной Рэдволла с нашей собственной и заодно задним числом придумав новый истории для аббатства, церкви Ниниана, колокола Джозефа и так далее. Стоило ли это делать? Мне вот представляется, что первая книга всё-таки уникальна и самодостаточна. Всё остальное (кроме, пожалуй, «Похода Матиаса») эту уникальность ломает, особенно попытки в приквелы. В «Мэриел» мы узнали, что ещё до Клуни аббатство осаждал пират Кривоглаз (о чём в «Воине» никто не помнит), а нахождение меча во флюгере не представляло секрета. «Война с Котиром» рассказала нам совсем другую историю о Мартине, чем явствовала из слов Мортимера. Как мы привыкли, противостояние Рэдволла и его врагов Джейкс показывал как битву добра со злом, при этом выкручивая контрастность до карикатурности. Но здесь (мне кажется, в первой книге это выражено ярче) видно противопоставление не только по линии «добро – зло», но и «цивилизация – варварство». Обитатели Рэдволла видят себя носителями подлинной цивилизованной жизни, об этом прямо говорит Мафусаил: «Ястреб рассказывал о воробьях, называя их, кстати, крылатыми мышами, хотя я не вижу никакого сходства между цивилизованными мышами и этими примитивными дикарями». В сцене, где белка Джесс и Бэзил готовятся к операции по возвращению куска гобелена, в оригинале (в нашем издании 2002 года этого нет, как и ряда других моментов) имеется следующий пассаж: «Какая разница между выходками этого сброда и тем, как вели себя защитники аббатства! Джесс заметила разницу между рабством под гнётом тирана и добровольным сотрудничеством, выросшим из решимости и дружбы». В общем, понятно – положительные персонажи побеждают потому, что они дружные и добрые, у них свобода и демократия. Но насколько сюжет соответствует этой идее и её реализует, поговорим дальше. II. Персонажи По сути, главные персонажи – Матиас и Клуни. Они образуют пару противоположностей, добро и зло, вокруг конфликта которых строится сюжет. И тут впервые позволю себе сравнить книгу с мультсериалом – в пользу последнего. Там крыса и мышонок сталкиваются задолго до появления последнего в качестве послушника Рэдволла, что как раз задаёт общий тон. Итак, Матиас. Джейкс уделил особое внимание этому персонажу, видя в нём пример для читателей. «Мышь – ребенок, и ребенок пытается кем-то стать, быть лучше, быть героем, - говорил он в интервью. – Если небольшая мышь может, почему не может человеческий ребенок? Вот о чем я писал. Мышь, преодолевающая все, без использования волшебства. Это делается лишь силой её собственного желания. Мораль для них в том, чтобы тянуть себя вверх, расти вслед за Матиасом и Маттимео. Ведь они должны учиться быть воинами». Соответственно, в «Воине Рэдволла» можно увидеть роман о взрослении, на протяжении которого Матиас превращается из «рохли» в того самого воина. Но с реализацией замысла есть проблемы. Как по мне, рохлей Матиас выглядит единственный раз – когда в самом начале спотыкается и рассыпает орехи. Вскоре после этого мы видим, по сути, уже другого персонажа, смелого, решительного и авторитетного. Он призывает к действиям, кидается на пришедшего в аббатство Клуни, самовольно покидает обитель и бродит по лесу. Я не вижу здесь возрастания как постепенного и трудного процесса преодоления собственных недостатков, завоевания доверия старших. В случае Матиаса оно происходит практически мгновенно. Ну, что поделать, Джейкс вообще не умел (не хотел? Не стремился?) описывать психологические моменты – всяческие рефлексии, воспоминания, мироощущения, вот это всё. Он был писателем действия, и в его книгах абсолютное большинство моментов – это когда персонажи либо что-то делают, либо обсуждают то, что делают или собираются делать. Впрочем, есть в «Воине» замечательный момент, в нашем издании 2002 года, увы, пропавший. Хотя, казалось бы, буквально одна фраза, вам жалко было? Итак, Матиас забирается на чердак, Король Бык захватывает его в плен, и мышонок «пообещал себе, что никогда больше не наденет ошейник ни на одно живое существо. Унижение было невыразимым». Конечно, здесь дана отсылка не непосредственно предшествующие моменту события, а именно отношения Матиаса с пленённой Клювой. На неё он, действительно, надел ошейник. Но главное в том, что этот момент, как мне кажется, уникален для рэдволльской серии. Значимый положительный персонаж здесь признаёт свою вину, получив то, что ранее по сюжету сделал другому персонажу. Приходится признать, что в описании других положительных героев такая категория, как покаяние, практически отсутствует. Это касается даже Дейны-Тагеранга. А там ведь идеальная экспозиция была: выдра, выращенная «нечистью» для убийств. Тем не менее, он не преодолевает внутреннее зло, он просто изначально хороший. Может быть, линия с пребыванием Матиаса на воробьином чердаке является наилучшей с точки зрения взросления персонажа. Но что ещё можно сказать о Матиасе? Да, он смел. Но в то же время удивительно безрассуден. Книга включает три эпизода, когда он идёт в смертельно опасные для него места, не имея плана и понимания касательно того, что делать дальше. Это его поход к занятой войском Клуни церкви, подъём на воробьиный чердак (тут его как бы подстраховывала Клюва, но мог ли он быть уверен в её верности вытянутой под страхом смерти клятве и в том, что она сможет защитить его от других воробьёв) и путешествие к карьеру с убийством Асмодеуса. В двух других случая автор срочно подогнал на помощь зайца и землероек, о которых сам Матиас до последнего не знал и рассчитывать на них никак не мог. Весьма умиляет такой пассаж: «Осторожно Матиас пролез сквозь разбитый витраж в церковь и спрыгнул на хоры. От отвращения он тотчас сморщил нос: старая церковь уже успела насквозь пропитаться тяжелым крысиным духом. Где же гобелен? Где Клуни и его шайка? Матиас мгновенно догадался, почему церковь пуста, и ощутил в животе свинцовую тяжесть. Крысы отправились на штурм Рэдволла, Клуни забрал гобелен с собой!» Хочется спросить героя: а что бы ты делал, если бы Клуни и остальные оказались внутри? Грозным голосом приказал злодею отдать гобелен? Ну, есть шанс, что Клуни помер бы от смеха. Но небольшой. В принципе, можно было бы объяснить это упованием на промысел Божий. Автор, однако, старался лишить нас такой возможности, уверяя, что старался избегать «религиозных коннотаций». Поведение Матиаса в таком случае скорее похоже на крайне популярную в современной массовой культуре идею «поверь в себя, и у тебя всё получится». Правда, в оригинале есть момент с указанием на то, что он всё-таки на что-то уповает: «Матиас решил, что Мартин сделал бы смелое лицо и доверился бы удаче воина». Впрочем, если всё-таки проводить эти самые коннотации, то получится, что Матиас дерзко нарушает важный принцип «не искушай Господа». И надо сказать, что Матиас ведёт себя не только безрассудно, но и индивидуалистично (ладно, не буду говорить «эгоистично»). Походы к церкви и к карьеру он совершает тайком, никого не предупредив и не спросив разрешения. А ведь Мортимер лично назначил его одним из ответственных за оборону! Да, и странные у нашего послушника представления о послушании. Извините за каламбур. Переходим к главному антагонисту – Клуни Хлысту. Страшному, жестокому и, как ни странно, любимому многими читателями предводителю крысиной орды. Джейкс попытался в его образе показать нам Абсолютное Зло, Тёмного Властелина, с которым нельзя договориться, а можно лишь вести войну на уничтожение… Но получилось не очень. Нам рассказывают, что Клуни ужасен и жесток, где-то за кадром он совершил много зла, но что это за зло? Вот Мафусаил рассказывает: «По мере того как в течение последних шести лет орда Клуни кочевала на юге, до меня доходили слухи о других ее бесчинствах: поджог фермерского дома; несколько позже поросята, целый помет, заживо съедены крысами… Распространение крысами Клуни болезней среди домашних животных. Было даже такое сообщение — от городской собаки: армия крыс напугала стадо коров и загнала их в деревню, что вызвало беспорядок и разрушения». Эээ… Никто ничего странного не видит? Почти всё перечисленное можно отнести к деятельности самых обыкновенных неразумных крыс. Такие вещи, как поджог дома (перегрызли проводку? Опрокинули свечку?) и запугивание коров никак не вяжутся с образом Клуни как разумного лидера, заинтересованного в том, чтобы нечто захватить и использовать. Съедение поросят также похоже на инстинктивное, а не разумно-преступное поведение. Наконец, распространение болезней – это то, что происходит даже не в силу инстинктов крыс, а вообще помимо их деятельности, как разумной, так и неразумной. На статус преступления тянет только упомянутое до этого разрушение шахты. В мультсериале знакомство с Клуни происходит куда убедительнее. Мы видим, что он действует не как обыкновенная крыса, а как антропоморфное существо, разрушая родную деревню Матиаса и убивая её жителей – других разумных антропоморфных существ. Это сразу же поднимает ставки, в отличие от невнятного абсурда с коровами и болезнями. Справедливости ради вспомним и о том, что в кошмарах Клуни представали какие-то горящие города и корабли. Но всё, с этим связанное, произошло когда-то за кадром, мы ничего не знаем о том, кем Клуни был и что делал до своей последней войны. Это то, что автор мельком упомянул, но не показал. Если обратиться непосредственно к сюжету, то мы видим Клуни грубым, злобным, высокомерным, коварным, но до уровня настоящего злодея он дотягивает разве что в конце, когда убивает Мортимера. Он угрожает расправой пленённым Полёвкинсам, но не реализует угрозу. Конечно, если бы Клуни выставил перед аббатством их приколоченные к деревьям изуродованные трупы, нам было бы проще проникнуться ненавистью к завоевателю. Впрочем, о чём я, книга-то всё-таки детская. Да, на мой взгляд, Клуни куда больше напоминает не серьёзного злодея, а этакого дворового хулигана. Он пытается выглядеть «большим и страшным», но это скорее понты и именно желание «казаться». Для Клуни характерно желание произвести впечатление, бросить пыль в глаза. Отсюда его щегольство в парадной форме, пафосные речи, демонстративные марши без скрытности. Ему мало завоевания, ему нужно признание себя великим со стороны окружающих. Но в то же время Клуни… Благороден? Конечно, в очень специфическом, варварском смысле. Но, тем не менее, он считает нужным лично явиться в гнездо врага и зачитать условия капитуляции. Правда, мы видим, что какой-то крыс пытался перед этим реализовать план по проникновению внутрь, но оказался дебилом, не только план слившим, но и выложившим местонахождение штаба. Сюда же добавим расправу, которую Клуни пытается устроить в финале. Вроде логично было бы сразу ночью прикончить хотя бы самых опасных противников – Констанцию и Бэзила – но нет. Надо, чтобы всё было пафосно, с восседающим завоевателем, напуганными жителями и так далее. Очень странно, конечно, что в одном из интервью Джейкс объявил Клуни «трусом». Такие действия, как поход внутрь вражеской крепости или то, что он первым двинулся по доске, с этой оценкой как-то совсем не вяжутся. Вообще есть у Джейкса как писателя одна особенность, связанная со знаменитым принципом «показывай, а не рассказывай». Какие-то важные для него вещи, которые он хотел непременно донести читателям, он старательно рассказывал – и получалось не очень убедительно. А вот нечто, что сообщать вовсе не хотел, он именно показывал. Примером здесь можно привести знаменитое отречение Бриони от Покрова, читая которое, мы понимаем, что Бриони… (здесь каждый пусть сам вставит, что хочет). И это при том, что Джейкс-то представлять её отрицательным персонажем не стремился. Тем не менее, её слова – это на самом гораздо страшнее, чем всякие размахивания мечами и хищные оскалы. Это соображение касается пары интересных персонажей: Селы и Куроеда. При самом их появлении Джейкс пытается ткнусь нас носом в то, что они плохие и гнусные. И, вероятно, ему казались вполне оправданными такие вот примеры поведения положительных персонажей в отношении этих лис: «Будь моя воля, я не стала бы тратить время и переводить лекарства на эту падаль, – проворчала Джесс. Амброзий Пика в задумчивости поскрёб затылок: – Это точно, Джесс, я бы тоже не стал». А заодно вот наставления Мафусаила Матиасу перед подъёмом на чердак: «Если этот воробей попытается что-то выкинуть, просто толкни её. Она упадет так же быстро, как кирпич, к которому привязана». Эээ… Вы уверены, что это те положительные герои, которым хочется сочувствовать? Но вернёмся к нашим лисам. Как только они появляются в повествовании, как нас ставят перед фактом, что они – персонажи дурные, и в Рэдволле их не любят. «Барсучиха обеспокоилась. Она знала этого лиса из семьи старухи Селы. За таким нужно смотреть в оба!» Однако о том, что именно послужило причиной такой репутации, сказано немного. Автор сообщает нам, что Села «была предателем по натуре», но откуда это поняли жители Рэдволла, нам неизвестно. О том, насколько сильно в красных стенах ненавидят лисиц, показывает эпизод со встречей Куроеда и Констанции. В оригинале она буквально издевается над ним: «Он сделал несколько слабых попыток, каждая из которых была слабее предыдущей. Когда свиток снова упал на дорогу, Констанс громко крикнула: «Вложи в него немного энергии, ты, маленький сопляк. Я не собираюсь торчать здесь весь день». Аргумент в стиле «они лечили Клуни, а он был врагом» не работает по той простой причине, что в Рэдволле об этом знать не могли. А, может быть, дело просто в конкуренции? Лисы со своими снадобьями отбивали клиентов у рэдволльских мышей, вот те и обозлились… Или секрет в том, что эти лисы – цыгане? Да, представьте себе, в оригинале лисье племя, к которому принадлежали Села с Куроедом, прямым текстом ассоциируется с цыганами. Когда Клуни просит найти для него целителя, он говорит: «Кто-нибудь из вас знает, где можно найти целителя? Я имею в виду не кого-то вроде этих мышей. Мне нужен кто-то, знающий старые обычаи, цыган (gypsy), могущий вылечить что угодно за добрую цену». Да, в эпоху политкорректности довольно странно видеть такое. Впрочем, Джейкс, увы, считал, что стоит дать персонажу нужную национальность вид, и уже не надо будет заморачиваться с обоснованием его морально-нравственной позиции. III. Сюжет Теперь пройдёмся по изложенным в книге событиям в их взаимосвязи. Первые главы впечатляют. Мы видим параллельно и весёлый праздник, и приближающегося к аббатству Клуни с армией. Сцены резко меняются, создавая кинематографическую напряжённость. Свет и тьма мелькают у нас перед глазами. Прибыв в Лес Цветущих Мхов, Клуни усиливает армию местными жителями. Хорьками, ласками, горностаями. При этом его воины угрожают разрушением жилищ и расправой тем, кто не горит энтузиазмом. Ну, что тут сказать… Да, сказка, да, для детей, но, когда крысы жёстко нагибают куньих – это всё-таки слишком. Ну ладно, допустим, у нас мир такой вот, с крысами как самым доминирующим видом. Однако почему никто из куньих не пытался укрыться в Рэдволле и воззвать к его помощи при творящемся беззаконии? Может, потому, что понимали, что внутри сидят ненавидящие их зверорасисты? А куда подевались уверения Мортимера, что «даже хищники, зная, что мы исцеляем и оказываем помощь, никогда не причиняют нам вреда – таков неписаный закон»? Почему масса лесного населения стремительно оказалась предателями и коллаборационистами? Налицо жуткий провал социальной и воспитательной работы. Или старик просто заливал не то, что было на самом деле, а то, что хотел видеть. Но вот противники определились, церковь Ниниана захвачена, начинается осада. И ведётся она из лап вон плохо. Ну, отвратительно просто. Никакого наблюдения за объектом не установлено. Вместо того, чтобы ликвидировать или брать в плен любого, кто морду высунет, им – Матиасу, Джесс, Бэзилу – позволяют шляться туда-сюда. Никто не препятствует стекающимся в Рэдволл потокам беженцев, которые, хотя и поглощают ресурсы, но усиливают боеспособность гарнизона. Не видно, чтобы перед началом осады проводилась какая-то разведка местности, изучение укреплений, выявление слабых точек. Да, перед тем, как лезть на стену с доской, Клуни посылает найти подходящее дерево. Но это происходит ситуативно: мне пришла мысль, исполняйте. Так же уже после того, как фактор внезапности полностью слит, Клуни доходит до таких полезных вещей, как таран, подкоп и осадная башня. А между тем как раз в том месте, где проходила попытка с доской, находится калитка в стене. Что мешало запустить Призрака через стену с приказом открыть изнутри? Да даже и без Призрака любой хорёк мог бы подкопаться под калитку минут за двадцать от силы. Ну, слушайте, несчастный Куроед, который впервые находился внутри аббатства, калитку открыл в два счёта! Забавно, что, как выяснилось в финале, об этих калитках Клуни знал. Потому что, как сказано в конце, он «поставил самых верных своих солдат у каждого входа в аббатство» смотреть, какой из них откроет изнутри Увалень. Ну и вспомним заодно, что вся компания лезла на стену аккурат там, где находилась калитка. Нет, с калитками выходит какая-то чушь. Не очень ясно, зачем они вообще нужны. Но если уж есть, то они, как самое, очевидно, слабое место оборонительного периметра, должны охраняться с особой тщательностью. Но этого нет. Никто за ними не смотрит. Охраняют здоровенные ворота, которые за целый день битья тараном развалить не удалось. А калитки существуют сами по себе в ожидании нужного сюжетного поворота. В общем, если бы автор разрешил Клуни действовать серьёзно, в полную силу и с использованием всех возможностей, он бы захватил аббатство в первые же дни. И в то же время события войны перечёркивают тезисы автора о том, что «я… решил написать историю о беззащитных мышах – нет другого существа на земле, более беспомощного, чем мышь» и «если небольшая мышь может, почему не может человеческий ребенок? Вот о чем я писал. Мышь, преодолевающая все, без использования волшебства. Это делается лишь силой её собственного желания». Нет, рэдволльцы побеждают не потому, что они, будучи слабыми и беспомощными, при этом смелы, решительны, дружны и благородны. Они просто изначально сильнее, и автор явно играет на их стороне. Итак, захватчики не используют и половины преимуществ, которые могли бы им помочь. У рэдволльцев есть Констанция, которая, как можно понять, сильнее любого из воинов Клуни. Среди них есть белки-прекрасные лучники, выдры-пращники, кроты-сапёры и даже бобёр-инженер (он, правда, появляется только в нужные моменты, да и сделанные им колья никак себе не проявили). На их же стороне непобедимый заяц-невидимка. Из детских качелей рэдволльцы делают боевую катапульту, из подручных материалов – бронебойный снайперский арбалет, а вот Клуни метательными машинами так и не разжился. Если враг падает со стены, он либо погибает, либо калечится. Если рэдволлец падает с гораздо большей высоты, он выживает без особых проблем. Одна брошенная лампа выносит целую осадную башню. В общем, трудно искренне сочувствовать персонажам, имеющим такую фору. Особая сторона романа – поиски меча, щита и перевязи Мартина. Здесь сюжет приобретает ярко выраженный символический характер, отсылающий к средневековым сказаниям, в частности – легендам о короле Артуре. У нас есть легендарный герой, изображённый на гобелене; есть молодой персонаж, мечтающий стать таким же великим воином; есть легендарное оружие и ряд заданий, выполнив которые, его можно обрести. Проходя этот квест, Матиас, по идее, взрослеет, «находит самого себя» и из косолапого послушника превращается в настоящего воина, подобного легендарному Мартину. Правда, в реалистичной линии взросление выглядит так себе. Обнаружение артурианских смыслов в детской книжке, на самом деле, не должно удивлять. Книжка-то английская, а как нам объяснил пан Сапковский, «артуровский миф среди англосаксов вечно жив… В англосаксонскую же культуру артуровский миф полностью интегрирован. И, скажем прямо, не совсем-то он и сказочен. Он квазиисторичен. В Англии до сих пор всерьез рассуждают о том, находился ли Камелот на месте нынешнего Винчестера… Легенда об Артуре стала не только архетипом, прообразом фэнтези, она была также демонстрационным полем для авторов, которые предпочитали творчески эксплуатировать сам миф, вместо того чтобы возводить на нем, как на фундаменте, «собственные» замыслы». Дополняют линию символизма оказавшиеся рядом с Матиасом «Прекрасная Дама» (Василика) и мудрый наставник (Мафусаил). По идее, именно эта пара должна была помочь Матиасу пройти путь от послушника до воина, но, как представляется, за них это сделал, скорее, автор. Ещё один важный элемент – роза, образ которой также важен в средневековой системе символов. Необычное затягивание цветения куста розы в Рэдволле знаменует собой приближение армии Клуни и грядущие испытания, а после победы куст наконец зацвёл, приветствуя спасение аббатства. В итоге я хочу сделать вывод, что «Воин Рэдволла» - произведение многоплановое, и, возможно, в этой-то многоплановости лежат корни как его привлекательности, так и проблем. Я бы назвал следующие смысловые пласты, которые можно видеть в книге: Во-первых, она продолжает идущую от «Ветра в Ивах» (может, и далее) традицию эдакого сатирического «звериного» романа, в котором персонажи-разумные животные изображают людей при этом степень их очеловеченности и размеры неясны. И это создаёт ощущение забавного абсурда. Во-вторых, в ней мы видим басенную традицию, то есть разные звери символизируют собой различные человеческие качества. Крысы грубы и жестоки, мыши мудры, лисы хитры и коварны. В-третьих, это детская литература в современном смысле, сказка. Для неё характерны условность мира, простота повествования и доведённая до предела контрастность, когда хорошие персонажи противостоят плохим без полутонов и неоднозначностей. Но, тем не менее, в-четвёртых, «Воин Рэдволла» можно с известной натяжкой отнести и к боевому фэнтези, то есть жанру на порядок более взрослому. Приметой здесь являются военная тема и противостояние разных народов. Ну и в-пятых, «Воин Рэдволла» восходит к средневековой (точнее даже – английской средневековой) традиции, насыщенной символизмом, поисками меча и драконоборчеством. Такая насыщенность книги пластами и отсылками подогревает интерес, позволяет каждому увидеть что-то своё, но она же и рождает проблемы. Указанные пласты слишком близки друг ко другу, слишком спрессованы, и это вызывает чувство какой-то неудовлетворённости. Детское и взрослое, условно-сказочное и жестоко-реалистичное, сатирическое и мифологическое здесь переходят друг в друга в жизни и деяниях одних и тех же персонажей. Аббатство Рэдволл находится в таинственном месте на пересечении нашего и сказочного миров, так же и сюжет книги находится на стыке целого ряда смыслов, которые то ли дополняют, то ли глушат и перебивают друг друга.
    2 балла
  23. Решил всё-таки выложить сюда свою крысиную повесть. Возможно, фанатам Редволла будет интересно. Буду признателен конструктивной критике и просто вниманию. Аннотация. Славная крыска-рыцарь и её молодой оруженосец отправляются в лес, чтобы бросить вызов Бездне — огромному ворону, сотканному из тьмы и угрожающему всему миру. У них нет ничего, кроме храбрости, добрых клинков, доспехов и верного ездового хорька. Легенда о вере, мужестве, милосердии, дружбе и преодолении страха. Ссылка на АТ Ссылка на Фикбук Ссылка на гугл-документ
    2 балла
  24. В прошлом году делал экспериментальный скульпт в блендере. Вообще хотелось лучше делать мордочки, потренировать в 2д, 3д. МБ займусь в свободное время. Ето @Лап \0/
    2 балла
  25. Всем привет! Давненько меня ту не было. Однако же, воодушевлённый быстро получившимся конкурсным рисунком,попробовал (наконец-то) вернутся к старым. Например, к хорькам...
    2 балла
  26. Внесу свои пять каштанов) #1 Это моё первое знакомство с данным персонажем, и я весьма заинтригована - отстранённо-злорадный огонёк в глазу поджигательницы и это загадочное посвистывание на бесстрастной мордочке побуждают узнать её историю поподробнее! Мне очень нравится цветовое решение - сочное, яркое, грамотно выстроенное: плащ перекликается с деревом, туника со стеной, тесьма с огнём, и при этом они разные по оттенку - здорово! Конечно, очень хотелось бы чуть более вытянутого формата, дабы не обрезать крону дерева и обувь, но это мелочи) #2 Это просто сезонственно!!! Пожалуй, моя самая любимая работа из представленных! Во-первых, тема - в голове сразу зазвучали та самая мелодия, смех, ностальгия и всё вот это вот))) Во-вторых, как достоверно переданы образы! Какая живая пластика, яркая динамика, горячая выразительность в линиях! В-третьих - тут оредволливание произошло не только через образы, но и через общий цвет и настроение - гамма очень сдержанная, гармоничная и приятная (в отличие от нарочито яркого оригинала). Однозначно голос! #3 Как приятно увидеть ещё одно знакомое лицо!) С удовольствием взглянула бы на Алексея Стукова, Джима Рейнора и Артаниса в том же стиле - ядовитые холодные акценты на мрачном сером фоне, на мой взгляд, очень точно передают атмосферу Старкрафтовской вселенной. Единственное, мне кажется, будто бы Сара - убедительная, контрастная, анатомически отлично проработанная - перед рисунком была тщательно исследована и продумана, а гидралигуха был нарисован по представлению, из головы (пусть автор меня поправит, если я ошибаюсь)! #4 Ну красавчик! Мало того, что рисунок дико крут сам по себе, мне очень нравится его цветовая гамма - живая и состаренная одновременно, сочетание сепии и солнечного фона с отблесками зари дают прекрасный эффект! Конечно же голос! #5 Прежде чем говорить про сам рисунок, хочу сказать спасибо автору за выбор темы - я тоже хотела что-то из классической литературы, это классно и необычно, но мне не хватило ресурса, а Вы взяли и сделали) Текст превосходный, я получила огромное удовольствие от чтения! А что касается рисунка, хоть лично мне и не близка такая техника исполнения и очень не хватило характерных для пушкинской эпохи элементов нарядов типа камзола, сюртука, жабо и дурацкого беременного платья с рюшами и фонариками, я в восторге от выражений мордочек - как точно передано состояние в моменте и психологический портрет в целом! Попадание в образ Таниоссы стопроцентное, очень тонко чувствуется её юное нежное смущение и трепетная подавленность. Юджина я себе представляла чуть по-другому, но такая трактовка мне тоже откликается! #6 Ахахахаха очаровательно))) Я однозначно утащу себе это в качестве мема) Здесь прекрасно всё - и композиция, и силуэты, и выражения морд) можно фанфик про них, пожалуйста? #7 Какая прелесть! Очень искренняя, поистине рэдволльская и тёплая работа, по стилю напоминает дорогие мне творения зверей во время санфуровских традиционных конкурсов рисунка! Если бы у меня было право советовать, я бы сдвинула кадр чуть повыше - так восхитительная, колоритная, аутентичная, с любовью прорисованная дверь аббатства не утыкалась бы в верхний край и получила бы больше места, она явно его заслуживает! #8 Снова оригинальный и познавательный контент!) Жду теперь очерков из Южноземья и «Всю Страну Цветущих Мхов») А в рисунке мне понравились тональные взаимоотношения пятен друг с другом - практически в любом куске интуитивно соблюдён закон триады, «чёрный-серый-белый», когда находящиеся рядом предметы должны быть темнее или светлее друг друга, чтобы не сливаться (единственное допустимое исключение - когда они разные по цвету, например сочетание серой газеты и розовой стены: они одинаково светлые, но за счёт разности цветов не сливаются и выглядят рядом друг с другом гармонично и красиво). #9 Великолепно! Я никогда не играла в Доту, но работа настолько эффектна, что я пошла в библиотеку к брату Гуго смотреть, кто эта тихая лучница. Должна сказать, это вторая моя любимая работа, героиня настолько искусно и аккуратно прорисована, что я просто любуюсь и наслаждаюсь идеальными пропорциями, выразительной позой, кружевной бронёй, таинственной атмосферой, драматичными контрастами и мрачным настроением! Также не могу не отметить великолепный пейзаж, напомнивший мне произведения любимого Куинджи - разумеется, голос!
    2 балла
  27. Ну, вещь в 685 страниц выкладывать на форум странно, его формат все же для более коротких произведений. А на сайт загружу, пожалуйста: https://www.redwall.ru/fanfiction/lwekb/301-bagrovyy-barsuk (если это вообще загрузилось - что-то мне говорит, что сайт тоже не очень хорошо воспринимает попытки загрузить "войну и мир"), поэтому ладно, если мне сам Мартин предложил (пусть даже этот Мартин - выдра, а не мышь ), сделаю 85 постов в этой теме на каждую главу, тут, вижу, относительно большие вещи где-то в четверть этого выкладывались). Ссылка на оригинал: https://www.fanfiction.net/u/76153/Highwing , всё, где есть слова The Crimson Badger.
    1 балл
  28. Было сложно, но я ознакомился со всеми фанфиками. От самого маленького до самого большого. 1) детектив Шестикоготь. Дело о пропавшем горшке. Интересный взгляд на события, даже не противоречащий, вроде бы, каноничному отрывку, что круто. Расследование, основанное на воссоздании событий и простой бытовой логики - шикарно и чем-то напоминает мне Ниро Вульфа с деятельным настроем Шерлока Холмса. Характер Покрова обозначен и показан, и это большой плюс, потому что вышло круто. Замкнутость, чертоги разума, социальная отстраненность - да, это очень про него. 7 стильных фетровых шляп из 10. 2) Простая история. Очень коротко, что для меня является главным достоинством этого фанфика. Прием с «ты» прикольный. Есть что-то немного нуарное в настроении. Да, как уже сказали, слишком просто. Я не думаю, что это повествование про то, как Сырокрад ведет расследование. Мне кажется, что какой-то ноунейм, который просто проявил немного интереса. 4 «но» из десяти. 3. Дело об убийстве доброго аббата. Что тут скажешь? Это рил детективная повесть, написанная по всем канонам. Отдельный плюс - отсылки и оммаж к бесконечно любимому мной Имени Розы. Как и было обещано - отсылки ко всем книгам Рэдволл, которые выглядят уместно и хорошо вписаны. Персонажи - яркие, личности, каждый отличается и не производит впечатление плоского или картонного. Это классический детектив с поворотами, зацепками и детективной работой. Интриги, характеры, психология, немного политики - все здесь есть. Читается очень интересно и легко, что делает его ужасающий объем совсем не страшным. Сюжетная линия и сеттинг мне понравились, но мне придется позже, когда я буду не такой усталый, перечитать все еще раз и со вкусом. 10 папоротников из 10. 4. Морковное дело. Я посмеялся, потому что люблю такой стиль юмора. Немного абсурда, немного преувеличений, легко и иронично. Даже в таком небольшом деле есть свои сюжетные повороты! Приятно, что как и в предыдущем детективе читатель может догадаться, что случилось, если будет внимателен. За отсылку к Гильермо отдельный плюс. 10 великих воителей Рэдволла из 10. 5. Кошмар. Обратная сторона добра. Вау. Очень атмосферный мистический детектив. Нравятся герои - характеры и образы. Сюжет интригует, напоминает Кошмар на Улице Вязов с вайбами Оно. Классическая рэдволльскся загадка - есть. Отсылки к первой книге. Эмиль - выдра ван лав. Кошмары и то, что может узнать только тот, кто сам испытал такое. Описания очень живые. 10 червей из 10. 6. Одна жертва двух зверей. Очень необычное повествование и ведение детективной линии. Два преступления. Два расследования. И все это происходит не совсем в фокусе основных событий произведения. Яркие образы героев - зайчихи и предводителя. Мне понравилась эта история. Она живая, немного лиричная, немного жестокая и правдивая. Благородство прекрасно. Напоминает что-то из старинной литературы. Идея о дипломатии тоже хороша. 10 траурных платьев из 10
    1 балл
  29. Меланхолический Кот Это надо... расследовать!
    1 балл
  30. Пожалуй самая бессмысленная и поспешная критика для нечитаной работы что я видел за годы. С тем же успехом, каждый кто предлагал конкурс по своей тематике - мошенник. Он же мол заранее подготовился и проталкивал. Как смеет умелый писатель/художник/повар участвовать в конкурсе или его предлагать?! Он небось ещё и тренировался! Скилл набивал! Референсы и идеи собирал! Оттачивал! Соревноваться должны только полные неумехи! С нуля! В последний день! Срочно изгнать продуктивных профессионалов из любительских конкурсов! Пусть в мировых премиях участвуют. Тем более очень сомневаюсь что конкурс тянется из-за самой большой работы - как правило продления идут потому что работ мало. А учитывая сквозную номерацию текстов на сайте и даже указанные даты - в данном случае указано как 17.12.2024 - работа была выложена самой первой. Дотягивали джва месяца из-за остальных ленивых жоп. Думаешь они полгода писали? Думаешь хоть месяц писали? О нет, кто-то жульничал и не ленился. Как продуктивно и оскорбительно работают другие. Куда уж нам простым смертным с тасканием идеи по пять лет и записыванием меньше чем за три дня. И если тебе был нужен лишний месяц-два - можно было попросить продлевать, такое работает. Я пока не читал сам фанфик, но очевидно он не будет самым худшим писаревом здесь. Этой критикой он уже заработал лишние бонусные пол-балла начального капитала. Если был твой, то хорошо сыграно.
    1 балл
  31. Меня больше глупость Мартина удивила, когда их с Гонфом и Динни преследовали Чернозуб и Ломонос, и он такой "да плевать на них, идем дальше". Фейспалм просто. Он что, рассчитывал, что котирцы сами как-то испарятся? Итог - в первую же ночь их схватили, потому что эти гении-путешественники заснули все разом и не выставили даже дозора🤦‍♀️ Зная (!),что их преследуют! Браво, Мартин, командир 100500 уровня))
    1 балл
  32. Пусть за участие выдают бонусы для выставления кармы потому что текущие ограничения при текущей активности, они, конечно, хороши, но иногда не хватает для выдачи всем, кому хотелось бы Поучаствовал в конкурсе, кроме всего прочего, вот тебе запас кармы для выдачи🤣 Это не шибко прям нужно, но я вот сейчас ощутил нехватку «неплохо» и кармы)
    1 балл
  33. Вот, кстати, едва ли не определяющий момент для участия: для подавляющего большинства оставшихся форумчан увлечение "Рэдволлом" это не полыхающий всепожирающий восторг, а ровное горение камина. В лучшем случае. Чаще это едва заметное тление углей, на которые дуют раз в полтора годика, заходя на сайт на пару дней с оч приятными жизнеутверждающими похвальбами общего смысла "вау, оно ещё живое". Если даже фанарт собирает единичные реакции, то что говорить о фикшене? Серия закончена (по 23й книге слухи давно утихли), игры хитом не стали, мульт от МакХейла завернули на препродакшене. Имея другие дела тратить свободное время - почти наверняка много-много часов и умственных усилий - придумывать и писать аж целый фанфик по уже вдоль и поперёк исчитанной и обдискутированной серии, чтобы может быть получить пару вменяемых отзывов и пнгшку в профиле будет очень немного юзверей. То же самое с чтением: в конце прошлого года я прочитала один фик на 90к слов за день по интересной мне серии в день его публикации, но нарекомендованный мне фик по РВ на 5к слов потеряла в закладках и забыла. Вопрос мотивации. Я без понятия, как уломать форумчан не просто читать, но и писать отзывы, но вот участников гипотетически можно завлечь призами. Ну то есть если кто-нибудь со сносным скиллом будет, например, рисовать им реквесты за победу в конкурсе (я так делала в паблике по "Фелидэ", но по иронии это работало только с конкурсами рисунков - даже за реквестный рисунок мне не написали ни одного фика, а на ещё один конкурс не-артов пришёл всего один участник спустя кучу продлений). И, опять же, у оргов должен быть рисующий человек, который не захочет слинять и ради работ которого юзвери пойдут участвовать, но таких артеров на РР сейчас нет :):
    1 балл
  34. Свежее по "Знамёнам":
    1 балл
  35. 1 балл
  36. Юхууу, снова много милашей! Все такие классные и эмоциональные!!! На третьем рисунке Мартин?
    1 балл
  37. Витраж, изображающий сражение Матиаса с Асмодеусом
    1 балл
  38. Я прочитал, и мне понравилось. У меня был высокий кредит доверия, когда я только открыл эту повесть. Автор указал добротные референсы – GoaT, Рэдволл – да и добротная обложка показывает, что автору было не плевать. Начинал читать я повесть как фэнтези, но закончилась она для меня как сказочная легенда. Это сложно объяснить, но я постараюсь. Фэнтези для меня – это нечто с большей проработкой мира, более сложным сюжетом, более приземленными, реалистичными ситуациями. Такое впечатление сложилось поначалу, с описанием видов ездовых животных, гербов, походного питания крыс и более приземленного, бытового "мирного эпизода". Однако затем начали появляться условности, сдвигающие произведение в разряд сказки: тут и бандиты решили отдать жизнь на общее дело за одно проявление милосердия, и ездовые звери у них сразу появились, и чудеса случаются когда надо, и герои пространно говорят, и время ощущается иногда нелинейно, и зло в целом условно, оно просто зло и всё. Не то что бы это было плохо само по себе, просто у меня promise с payoff слегка не сошелся, и тем не менее, я не пожалел о прочитанном. Сразу возникли мысли о том, что эта история действительно могла существовать в этом крысином мире (который как раз и может представлять то самое приземленное фэнтези), и что Блисс, как внутримировой автор этой легенды, мог так приукрашать Агату и описывать всё ладно, живо, хотя и условно. Язык мне понравился, хотя изредка мои глаза запинались о канцелярит и жмурились от капса. Отдельно отмечу – описания битв хороши. Персонажи хотя и не отличаются сложностью или необычностью, исправно работают на сюжет. Они разнообразные, с простыми, но интересными образами, в какие-то моменты смешные или трагичные, не смешиваются в одну кучу и не надоедают. Самое главное, я могу вспомнить второстепенных героев даже неделю после прочтения, что как по мне – хороший результат. В общем, было интересно, буду рад увидеть ещё чего-нибудь от тебя, @Ratty knight
    1 балл
  39. Играем в Team Fortress2 с Гриди, я в основном за медика, вдохновляет на фанарт))
    1 балл
  40. А ещё в "Мэриел" была лягушка с неким ажурным фонариком
    1 балл
  41. Ежиха Пижма отдыхает за стеной Рэдволла.
    1 балл
  42. Сначала я думал сделать повествование от лица Кроликобоя, но затем понял, что так слишком многое останется за кадром. Нужны разные фокальные персонажи. Их будет трое: Кроликобой, Мордальфус и Доходяга. Так можно будет показать ситуацию с трёх точек зрения: лес и те, кто в нём живёт, подчинённое население Рэдволла и армия захватчиков. Три линии должны будут переплетаться друг с другом.
    1 балл
  43. Вдохновилась одним пиратским фанфиком и сделала серию заказов с общей тематикой "не смотря ни на что, это всё ещё ты" (свиснула формулировку из Андертейла, само собой): взрослые персонажи встречают себя же в детстве, и в зависимости от прогресса/регресса получились очень разные интеракции.
    1 балл
  44. Ммм, какой интересный кроссовер 👍 Написан интересно и грамотно, хорошии языком👍 (Мой отзыв не будет особо связным, прошу прощения за это) В целом антураж прописан очень сочно, есть некоторые моменты. Например "священный отец". Святой отец обращение же вроде? Священный это текст, предмет, обряд и т. д. Тема, конечно, сложная, и без натяжки совы не обойтись всилу жанра. Но есть и неясные моменты. Не совсем ясно как христианство перешло в другой мир. Это какое-то видение еноту-основателю аббатства? Или человек, попавший во вселенную Рэдволла? Если это было видение, как мог Кевин так точно и подробно узнать догматы и обряды христианства? Или это был монах-попаданец в енота?) И кстати, христианство какое именно попало из нашего мира в этот? До разделения церквей, или после? И по идее должен быть физический контакт одного мира с другим для передачи священства. Если нет переемственности, то чем тот же Освальд отличается от друга-хорька, который решил провести самодеятельную литургию? Также, непраздный вопрос грехопадения. Если жители этого мира не произошли от Адама, то и грехопадения не было, но с жругой стороны, они и не из нашего мира. По сутт, древние люди - Адам и Ева и их потомки - знали Бога, но потом отпали от него, и уже после жертвы Христа получили возможность снова вернуться. Знали ли древние звери Бога? Если придерживаться религиозного мировоззрения, то их тоже долден бвл создать Бог, и, если он един во всех вселенных, то, возможно и грехопадение Адама повлияло на все вселенные. Например, если бы изначально Рай обьединял все вселенные, и после смерти, туда попадают все, из всех населенных миров. Или может быть, что наш мир и мир Рэдволла, это не параллельнве миры, а разные планетв, как у К.С.Льюиса в "Космической трилогии"? Освальд, конечно, как будто совсем неподготовленный, или от волнения так все время лажает... с другой стороны, богословской академии он не кончал, а учился в аббатстве , где всего полтора енота. По сути , он по мировоззрению не отличается от того же язычника, только верит в чудеса от одного Бога а не от нескольких. Сцена с бельчонком и разговор про другие миры - довольно странная. Их воспитатель заявляет по сути, что иных миров нет, но их вера сама из другого мира и это известно. Конечно ясно, что он имеет ввиду тему перерождения или реинкарнации, но странно, что не разъясняет вопрос нормально. Также, как понимаю, в Рифтгарде христианство не является офмциальной или единственной религией, странно что оно не осталось чем-то типа "странной веры енотов". Вообще, еноты как туда попали, это американские хищники и даже в мире Рэдволла они должны бы обитать в очень дальных краях. Если основатели аббатства были парой енотов-монахов, спасшихся при кораблекрушении, ну они могли приплыть из дпугого континента. Ну а вот родители того же Освальда, кто и откуда? Племя Юска мне напомнило дохристианскую Русь или скандинавию. (тогда это, в принципе, было одним культурным пространством) По идее они хищники и приняли енотов потому, что те тоже хищники, но в то же время у них есть и рабы-хищники, и свободный мышь-лекарь.
    1 балл
  45. Когда твой неблагодарный оруженосец не оправдал твои ожидания, связался не с той компанией, а потом удрал жить с домашней киской или типа того. (перечитываю "Котов-Воителей", улавливаю ненамеренные параллели ^w^)
    1 балл
  46. Уважаемые рэдволльцы, позвольте представить вам мой новый фанфик который я называю сделанным «На скорую лапу» Главной особенностью этого фанфика является то, что я не буду уделять текстовому оформлению очень уж много времени (как делаю обычно), следовательно, период его написания должен значительно сократиться. То есть рассказ будет проще, но надеюсь не менее интересным! Ну что ж, поехали!
    1 балл
Таблица лидеров находится в часовом поясе Москва/GMT+03:00
×
×
  • Создать...