Перейти к публикации

Джейкс Б. Воин Рэдволла


Моранна
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

03.01.2020 в 23:17, Дух пушистости сказал:

9. Мнение моё не поменялось — первый сезон мультсериала интереснее книги. В мульте и событий больше, и всё там такое яркое и красочное. В книге могу отметить лишь весёлый момент с «красным Матиасом». Теперь надо бы перечитать «Mossflower»...

Мне понравилось, что в мультфильме больше Василики и, соответственно, романтики! ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • Ответы 123
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Ох, в книге мне очень не понравилсч момент с Констанцией и Селой. Села-то, по факту, просто подзаработать хотела на том  что продаст план Клуни Рэдволлу, никакого вселенского зла она никому не желала. А Констанция, мало того, что силой отобрала у нее план, так до кучи и чуть не ударила, когда речь зашла об оплате. Как бы нелитературно это сейчас не прозвучало, Констанция повела себя как быдло, ну серьезно. И что, что Села - лиса? Ей деньги нужны? Нужнв. Она заработать хотела? Хотела. Свою работу выполнила? Выполнила. Так вот вопрос к Констанции, которая реально, объективно повела себя, как быдло. Я реально прямо вот не постесняюсь этого слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ммм
Существо становится врагом, если его действия и их результат приносят вред тебе (и пользу твоему врагу). А к врагам во время войны жалости нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27 минут назад, Scalrag сказал:

Ох, в книге мне очень не понравилсч момент с Констанцией и Селой. Села-то, по факту, просто подзаработать хотела на том  что продаст план Клуни Рэдволлу, никакого вселенского зла она никому не желала. А Констанция, мало того, что силой отобрала у нее план, так до кучи и чуть не ударила, когда речь зашла об оплате. Как бы нелитературно это сейчас не прозвучало, Констанция повела себя как быдло, ну серьезно. И что, что Села - лиса? Ей деньги нужны? Нужнв. Она заработать хотела? Хотела. Свою работу выполнила? Выполнила. Так вот вопрос к Констанции, которая реально, объективно повела себя, как быдло. Я реально прямо вот не постесняюсь этого слова.

Не стесняйтесь... До тех пор, пока не представите, что так кто-нибудь мог бы предать врагам и лично Вас, помочь им проникнуть в Ваш дом, и убить Вас и Ваших родных. Просто так, чтобы денег заработать. Очень, действительно, уважительное обстоятельство! Чем эта Сэла лучше тех, кто в Великую Отечественную войну выдавал фашистам своих же соотечественников, русских людей? Ее не ударить, ее повесить, как Иуду, было бы вполне заслуженно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Дайрана сказал:

Не стесняйтесь... До тех пор, пока не представите, что так кто-нибудь мог бы предать врагам и лично Вас, помочь им проникнуть в Ваш дом, и убить Вас и Ваших родных. Просто так, чтобы денег заработать. Очень, действительно, уважительное обстоятельство! Чем эта Сэла лучше тех, кто в Великую Отечественную войну выдавал фашистам своих же соотечественников, русских людей? Ее не ударить, ее повесить, как Иуду, было бы вполне заслуженно.

Но предавала-то она не Рэдволльцев, а Клуни. Насчет Куроеда в будущем не скажу ни слова, тут не поспоришь. А Села блин реально хотела подзаработать просто по факту, причем Рэдволлу оказала услугу. А вместо нормальной благодарности от рэдволльцев, которым она оказала услугу, чуть не отхватила.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Scalrag сказал:

Но предавала-то она не Рэдволльцев, а Клуни. Насчет Куроеда в будущем не скажу ни слова, тут не поспоришь. А Села блин реально хотела подзаработать просто по факту, причем Рэдволлу оказала услугу. А вместо нормальной благодарности от рэдволльцев, которым она оказала услугу, чуть не отхватила.

Кто предаст одного, завтра может предать и другого. На Штирлица в рядах врага Сэла ведь не была похожа. Констанция правильно догадалась, что ей нельзя доверять. Тем более, что Сэла вылечила Клуни, их врага. Это та еще "услуга" рэдволльцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Дайрана сказал:

Тем более, что Сэла вылечила Клуни, их врага. Это та еще "услуга" рэдволльцам.

Ааа, ну кстати про этот момент я подзабыл, каюсь. Точнее не подзабыл, а даже не задумался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...
  • 10 месяцев спустя...
23.04.2020 в 20:02, Покрыс сказал:

ммм
Существо становится врагом, если его действия и их результат приносят вред тебе (и пользу твоему врагу). А к врагам во время войны жалости нет. 

Высшая мера наказания, да.

 

Книга в целом хорошая,  если абстрагироваться от привязки к нашему миру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Последнее время я размышлял о начальных главах Первой Книги, с которой и пошёл эпос Рэдволльский, нащупал некоторые "интересности" и вдруг состряпал хедканон, какого тут, кажется ещё не было... 

Итак. Аббатство Рэдволл. Орден мирных мышей-врачевателей. Сирота Матиас. Да, в мультфильме его история раскрыта глубже, и это сейчас будет важно. Является орда Клуни... Возникает вопрос: как вообще в аббатстве относятся к вопросу о войне, врагах и нашествиях? Мортимер заверяет Матиаса, что, дескать, "мы мирные мыши, времена подвигов прошли". Ой ли? Некоторые детали позволяют предположить, что жизнь кругом вовсе не мирная и идиллическая. У мышей есть дубинки, со стен они кидают камни - то есть минимальное понятие о защите имеют. Кругом живут хищники, которые радостно (в основном) вливаются в орду Клуни. Мортимер говорит, что "даже хищники не трогают наших братьев" - значит, остальных вполне себе трогают? И, наконец, главное: звонит колокол... "Бом! Бам! Бом! Бам! Даже самые маленькие обитатели лесов и полей хорошо знали, это значит: «Опасность! В убежище!»" То есть имеется система сигналов, которые подают при опасности, и опасность повторяется регулярно. Если об этом знают "самые маленькие", колокол без дела не висит. Периодически лесной народ стекается в красностенное убежище. От кого? Логично предположить, что от тех самых хорьков и ласок, которых теперь навербовал Клуни.

Рассуждаем дальше. Хотя мыши и настроены бодро, сил обороняться не видно: во всём аббатстве ни одного доступного меча, а единственный засунут незнамо куда. Но как тогда ликвидируются нападения хищников? Надо же их как-то утихомиривать. Может, у аббатства есть свой гарнизон для таких случаев? Может, он не сидит в аббатстве, а расквартирован в ближайшем городке? Но что же, орда Клуни его успела вырезать или разогнать? Или...

Парам-пам-пам... Хитрый прищур... Пауза...

ОРДА КЛУНИ - ЭТО И ЕСТЬ ТОТ САМЫЙ ГАРНИЗОН!!!

Они восстали и пришли к красным стенам. Возможно, толстые мышиные псевдо-монахи не желают раскошеливаться на жалованье. Возможно, деньги им нужны для устроения того самого праздника, что описан в начале книги. И крыс-генерал думает - а чего это мы вообще фигнёй страдаем, полицейские функции несём? Может, отнять у обнаглевших мышей их крепость, а? И вот телега уже несётся к аббатству... При этом есть намёки, что местность Клуни, в общем, знакома. Он устраивает штаб, велит рыть подкоп. Да и в аббатстве о нём слышали, хотя стараются лишний раз задиристого соседа-наёмника не поминать. В городишке, кстати, бравые солдатушки от скуки предавались дурным развлечениям, что и преломилось в писанине Мафусаила - все эти "крысы сожрали поросят" и прочее. Может, это вообще некие символы, кто знает.

Но что же наш герой Матиас? Он как-то странно и быстро завоёвывает авторитет. Его слушают, хотя он болтает банальные вещи: "будем сражаться, надо усилить стражу на стенах"... Вместо того, чтобы тихо отодвинуть парня - мол, посиди в келейке, не мешай взрослым дядям заниматься взрослыми делами - ему поддакивают. Мышонку, который вчера бегал по двору, путался в одеянии, вообще имел репутацию фрика. А странные для маленького послушника милитаристские фантазии перед гобеленом? А странные и жестокие развлечения - "подпалил усы брату Мафусаилу"... Извините, не могу поверить, что это сделано случайно...

И вот вам новое откровение этого вечера... Парам-пам-пам...

МАТИАС - СЫН КЛУНИ ХЛЫСТА!!!

Да-да. Не так давно крыс с рогами жука-оленя уже приходил к аббату, ведя за лапку непоседливого... Кого? Крысёнка? Мышонка? Да кто разберёт... "Вот, мол, отец, случилось тут... Соблазнился в городе, понимаешь... Интрижка вышла... Да, да, грех, понимаю... Вот и последствие, представляешь... Я с диббунами ладить не умею, а он странный какой-то... Пусть у вас поживёт, а? Не откажешь служаке? Может, пользу принесёт..." И вот последствие бегает по двору в одеянии послушника. Происхождение от него скрывают. Да, да, а то ещё вообразит о себе незнамо что, выкинет что-нибудь... Пусть как бы сирота будет, так оно спокойнее.

Клуни к сынку не наведывался, да и тот папашу беспутного позабыл. Может быть, Клуни бил его за хулиганство, и в воспалённом сознании это превратилось в те эпизоды разрушения мышиной деревни, которые мы видели в мульте. А тяга к оружию осталась. И вот сидит наш герой у древнего гобелена, наслаждается, смутно вспоминая меч папашин, что когда-то видал. Мортимер, понятно, пытается энергию кутёнка направить в доброе русло - отсюда и поход за орехами, и поездка с тётей Констанцией, и уверения, что у нас мир, ты, это, забудь о подвигах, старших слушайся, вот это всё...

Но случилось, что случилось. Папаша Матиасов с гарнизоном, усиленным вчерашними преступниками (в книге сказано, что некоторых били, принуждая присоединиться к орде - может, потому, что те помнили, как Клуни недавно их в тюрьму швырял?) стоит у ворот. И у кого-то рождается светлая мысль... Может, вспомнит бравый офицер сынка, разжалобится, и всё закончится очередной попойкой? Видишь, мол, какого бравого наследника мы тебе воспитали. Потому Матиаса и притащили на переговоры с Клуни, хотя что там послушнику вообще делать. И вот, кажется, вот-вот всё разрешиться... Клуни читает условия капитуляции... Всё становится моей собственностью, все дела... Понятно, торгуется. Сейчас скажет, чтобы жалованье заплатили. Мы, чтобы лицо мордашку сохранить, всю эту пафосную чушь пафосно отвергнем, а жалованье наскребём тихонько... Только что-то он кутёнка признать не хочет, стесняется, что ли...

И вот Матиас всё и портит. Только собрался Клуни зачитать реалистичную часть условий, как наш герой ударом палки разрывает лист. Всё, это война. Назад пути нет. Мир никогда не будет прежним. Отец и сын сойдутся в смертельной схватке... "Нет, Матиас! Я твой отец!" - выкрикнет Клуни за секунду до того, как колокол размозжит ему череп...

Конечно, странной и неприятной тут оказывается роль старого Мафусаила. Он знал, кто такой Клуни, но Матиасу ничего не объяснил. Наговорил чушь про поросят и прочее. Более того, старик подорвал старания Мортимера этим своим "ты похож на Мартина Воителя". И всё, все миролюбивые наставления рушатся, пылающие мальчишеские глаза пялятся на лукавого старца. Собственно, что это за диверсия была? Не было ли тут интереса у древнего писаки пустить историю так, как мы её знаем? Что, если он давно уже был недоволен гарнизоном? Почему мы тратим деньги на этих вонючих крыс-солдафонов? Может, нам собственного воителя заиметь, а? Тёмной ночью сгорбленная фигура крадётся на чердак договариваться с воробьями о квесте для юного героя...

Но, кажется, мы ушли слишком далеко... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

34 минуты назад, Меланхолический Кот сказал:

и вдруг состряпал хедканон, какого тут, кажется ещё не было... 

Скрытый текст

Очень увлекательно

perfect-popcorn.gif.a03708ab176646587108dcc0b45412c3.gif

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мафусаил и Констанция. Два рэдволльских «ястреба». Первый накачал Матиаса героикой, основанной на мутных сказаниях про Мартина Воителя, о котором вряд ли кто вообще что-то толком может сказать. Вторая же взяла курс на эскалацию конфликта с Клуни. Кто-то хотел войны? Он её получит! Давайте присмотримся к этой парочке.

Мафусаил стар, очень стар. Он помнит, каким аббатство было когда-то, и сравнивает с тем, во что оно превратилось теперь. Доблесть? Нет, не слышали, нас защищают крысы-наёмники. Гостеприимство? Пожалуйста, но на лучших местах будут сидеть наши клиенты, всякие Чёрчмаусы – Филдмаусы. Медицина? Жалкое подобие той школы, что была раньше. Прищурившись, старик глядел на носившегося по двору мышонка в великоватом балахоне. Да, это незаконнорожденный сынок Клуни… Тем лучше. Может, он-то и возродит славные былые времена? Рохля Мортимер давит его дух пацифистской болтовнёй, но Мафусаил испытал, чего стоит этот паренёк, на собственной шкуре:

Зажигая свечи, подпалил усы брату Мафусаилу…

Конечно, это не единственный случай. Он юный воин, этот Матиас… Или юный бандит? В любом случае, потребно испытание. От лица легендарного Мартина, конечно. Несколько ребусов… Отнесённый на чердак меч… Квест готов и ждёт своего героя!

Констанция. Она всегда ходит за аббатом. Куда он – туда и она. Любой, кто захочет с ним поговорить, должен смириться с присутствием огромной барсучихи. Она его охраняет? Ха, в родных стенах? Или всё-таки контролирует? Да, Большая Полосатая Сестра – это такой друг, от которого так просто не отделаешься. Утомлённый ею аббат периодически сваливает в город, где расположен гарнизон Клуни. Там весело, можно забыть о всех этих протоколах и приличиях, посмотреть, как крысы танцуют пьяную джигу. Расслабившись, Мортимер болтает с Клуни под кружечку октябрьского эля или чего-то покрепче. О чём болтает? Не о Матиасе, нет. Клуни не хочет вспоминать о сыне. Есть темы поинтереснее. Как, например, аббата задолбала эта странная организация, которой он руководит. Монастырь – не монастырь, госпиталь – не госпиталь…  « – А что, -  развалившись, заявляет Клуни, - если эту твою контору продать под что-то стоящее? Ну, игорный дом там, например… Только вот что: сначала разделаемся с вашим имуществом. Потихоньку продадим надёжным зверям, они тут у меня есть, не беспокойся, навар пополам, а потом ликвидацию Рэдволла как юрлица провернём…»

То ли аббат оказался паршивым конспиратором, то ли за соседним столиком сидела какая-то пронырливая лиса, но Констанция с Мафусаилом об этих делах пронюхивают. И это им очень, очень не нравится. Конечно, аббат боится свою большую подругу. Сколько раз он вздрагивал, сталкиваясь с ней в пустынных коридорах, ощущая макушкой горячее дыхание, чувствуя когтистую лапу на шее… « – Будь осторожен, отец. Не утомляйся. Мало ли что случиться может…» И он знает – да, может. Особенно если Большой Полосатой Сестре что-то не понравится. От несчастных случаев никто не застрахован…

Но нет. Камень, упавший с высоты, труп в пруду, внезапное отравление – не наши методы. Это грязно, трудно и чревато. А вот опозорить аббата так, чтобы до конца своих жалких сезонов не отмылся – это да. Для начала надо разорвать его связь с Клуни… Короткий вежливый разговор с братом казначеем – и предводителю наёмников летит самое оскорбительное письмо о том, что жалованье мы задержим на неопределённый срок, юбилей аббата нам важнее. И вообще надоел ты нам, честно говоря. Готовься искать нового работодателя. Раздобыть официальную печать, что в кабинете Мортимера валяется – раз плюнуть. Подпись? Мафусаил у нас писарь, он-то не подделает росчерк чужой мышиной лапы?

Конечно, ни Констанции, ни Мафусаилу в самом кошмарном сне не могло привидеться, что Клуни попрёт в лоб на аббатство. Ну в самом деле, небольшой гарнизон, ни таранов у них, ни баллист, о чём вы… А вот устроить резню и грабёж на близлежащих землях – сколько угодно. Зверюшки как раз на таком удачном юбилее соберутся, остальных колоколом созовём, кто не успел, тот опоздал, такая у нас логика, да…

А теперь представьте. Аббатство лишается гарнизона. Земли разорены. Кто виноват? Разумеется, та старая зажравшаяся мышь, которая ради своего, видите ли, юбилея поссорилась с Клуни. На виду у так удачно собранных зверюшек должен будет развернуться скандальнейший судебный процесс, а там много чего всплывёт. Коррупция, махинация бюджетом, подготовка распродажи земель по серым схемам…

По этому плану, звезда Матиаса должна была взойти как раз к тому времени, как оскорблённый Клуни уйдёт, предав округу разорению. Представьте себе: гарнизона больше нет, но вот вам юный воин, он нашёл и отнял у воробьёв древний меч, он собирает ополчение! Последнее, кстати, можно будет совсем небезуспешно бросить против обнаглевших от внезапной добычи собственных хищников. Пусть Матиас с мечом потешиться, закалится в бою, а там и до создания новой армии недалеко.

Ах, как здорово мечталось барсучихе со старой мышью, как верили они в свой план! Но, увы, всё ВНЕЗАПНО пошло тёмным лесом. Клуни сделал то, во что никто не только не верил, но что никто и не предполагал: осадил аббатство. И довольно-таки успешно, надо сказать. Констанция первая поняла, что если этот безумный пасюк таки добьётся своего, то запланированный суд пройдёт под его патронажем. И уже она станет кандидатом на скамью обвиняемых. Старик Мафусаил много знал – слишком много. Два зверя могут сохранить тайну, но при условии, что один из них сидит в тёмном лесу. Пара слов циничной знахарке Селе – и вот сжатый лапками её гадкого сынка подсвечник проламывает старческий череп. Аста ла виста, писарь. В таком качестве ты куда безопаснее. А лисья семейка не догадалась вовремя, что свидетелей Большая Полосатая Сестра оставлять не любит, и вот лис вышвыривают под лапы разъярённой солдатне… Чудесно. Мафусаил ликвидирован лисами, лисы ликвидированы крысами. Вот так умные звери работают.

А кто же такая Василика, что рядом с Матиасом оказалась да мышиную голову вскружила? Случайная фигура? Навряд ли. Кто такие эти Филдмаусы, чьей дочкой она явилась? Мы не знаем. Настолько не знаем, что в мульте их заменили Чёрчмаусами – не хотели, видать, рисовать лишнюю мышиную морду. Это, правда, в дальнейшем должно было привести к инцесту, но то уже другая история…

Так кто же был этот мистер Филдмаус? Что за зверь? Может, законник-крючкотвор? Который кого хочешь оправдает, кого хочешь засудит? Очень важный персонаж для нашего плана. И вот Констанция уже сидит рядом с мышиной конторской норой, куда вся не влезает, и смущённо объясняет ухмыляющемуся адвокату ситуэйшн. « – Да, да, дорогая, я тоже никогда не любил этого развалину. Чем могу, помогу. Но, видите ли, Филдмаус не работает бесплатно… Нет, нет, только не октябрьский эль. Не с моей печенью… А вот услуга взамен на услугу – самое то. Есть у меня дочка соответствующего возраста, у неё с личным, представьте себе, не клеится, может быть… Ах, мальчик с большим будущим? Прекрасно! Что, незаконнорожденный? Ах, дорогуша, это совсем не то обстоятельство, которое способно меня остановить! Между нами будь сказано, меня вообще ничего остановить не может, хех…»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меланхолический Кот

Таким образом все книги можно прочитать наоборот.))

Например Цармина не тиранила мирных лесных жителей, а защищала родной замок от алчных крестьян, считающих, что  и она, и гарнизон Котира купаются в роскоши и сидят на горе съестных припасов...

Слэгар не похищал детей и сына Матиаса в частности, а подобрал их когда те сами сбежали из аббатства. И ему даже в голову не могло прийти, что это станет для Рэдволла поводом объявить войну Царству Малькариса... 

Джозефф изначально отливал колокол для пиратского короля, но жадный лорд-барсук Ронблейд пообещал ему вдвое больше, если колокол доставят в Саламандастрон, а не на Терраморт...

Ну и так дале.))

Изменено пользователем ОКО 75
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@ОКО 75 Самое интересное, когда ты вообще не меняешь канонические события, но ставишь их в другой контекст и добавляешь то, что осталось за кадром. И внезапно все меняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Внезапно подумалось, что стоит сравнить два эпизода: как кроты делали подкоп, чтобы затащить в аббатство раненого Амброзия Пику, и как крысы с куньими тоже делали подкоп для захвата.

Так вот, кроты справились за, по тексту, от силы час. А туннель должен был быть довольно широкий для транспортировки раненого.

Ну а здоровенный отряд хищников с подобной задачей копается (в буквальном смысле) где-то двое суток, если я верно понял.

Хорошо, тут надо учесть ряд обстоятельств: туннель для атакующих нужен пошире, его ещё укрепляли подпорками, может, он и длиннее был. Кроты, веротяно, лучше приспособлены для рытья (хотя их и меньше). И всё равно, разница разительная.

Автор слишком очевидно играл на стороне своих героев. Слишком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Меланхолический Кот

Да ладно тебе, это как раз очевидный расовый бонус. Хорошо, когда автор не забывает сюжетно обыгрывать особенности разных рас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда была выбрана книга года, я пообещал, что напишу большую рецензию на "Воина Рэдволла". Теперь я её сделал. Можете негодовать и громить, да.

***

В 1986 году случилось страшное. Вызванное аварией на Чернобыльской АЭС радиоактивное облако накрыло Европу, в результате чего часть её населения погибла, часть сбежала, а животные превратились в разумных мутантов. Научившись обращаться с оружием и носить одежду, создав общины, новые хозяева континента начали безжалостно сражаться на руинах человеческой цивилизации…

Ой, нет, ошибся. Просто некий мистер Брайан Джейкс, водитель грузовика, заодно к основной работе читая книги слепым детям, пришёл к выводу, что книги те были отстойными. Там было что-то про алкоголизм, наркоманию и подростковые беременности. Нет, детям не стоило такое читать.

Надо понимать, им стоило читать это: «Клуни снилось, что он снова и снова падает с доски под стены аббатства. Внизу его ждали призрачные фигуры: Рваноух с безобразно распухшей, посиневшей мордой, скелет крысы в его, Клуни, собственных доспехах, огромный длинноногий заяц и толстая полосатая змея. А кроме них, внизу его ждал, сверкая глазами, воин с поднятым мечом. Клуни хотел закричать, но горло сжалось, словно его душили, и он не мог выдавить из себя ни звука. Острый меч пронзил его грудь».

«От боли Куроед потерял сознание. Затем крысы сбросили с дороги тело его матери — оно упало прямо на него. Крысы решили, что обе лисицы мертвы, а если и нет — все равно сдохнут. С трудом Куроед пришел в себя. Он лежал неподвижно, придавленный мертвым телом Селы. Убедившись, что все спокойно, он выбрался из-под трупа своей матери».

И особенно вот это: «Темнокогть попытался выскочить наружу, но не успел — барсучиха мигом перевернула котлы вверх дном. Предсмертный крик застрял у Темнокогтя в глотке. Кипящая вода обрушилась ему на голову обжигающим водопадом. Кипяток мгновенно затопил набитый крысами подземный ход. Прижатые друг к другу, крысы даже пискнуть не успели.

Тотчас Констанция скомандовала выстроившимся вдоль бечевок зверькам:

— Прыгайте!

И все одновременно прыгнули через натянутые бечевки.

Констанция начала мерно считать:

— Раз, два, прыгай! Раз, два, прыгай!

Под ударами сотен лап земля вскоре осела — подкоп завалило. Защитники аббатства издали громкий торжествующий крик. Артель Кротоначальника принялась засыпать образовавшуюся канаву камнями и землей.

Монах Гуго попросил вернуть котлы на кухню. Некоторое время мыши постояли возле бывшего подкопа и вскоре пошли прочь от длинного каменистого кургана — памятника на братской могиле крыс».

Потому что детям нужны старые добрые волшебные сказки, вера в победу добра и хорошие персонажи, с которыми они могли бы себя ассоциировать.

В общем, Джейкс написал собственную книгу. Прошло совсем немного времени, и его сочинение стало известно как «Redwall» в англоязычном мире и стало основой для целой саги…

Эту книгу я и намерен сейчас тщательно разобрать. Давайте же посмотрим, что она нам предлагает, какие герои в ней участвуют и чем занимаются. Попробуем разобраться, что хотел Джейкс сказать читателям, что в результате у него получилось и какие со всем этим есть проблемы. Свой обзор я решил поделить на три части: мир, персонажи и сюжет. Но в какой-то степени они будут перекликаться между собой.

И, да, должен сразу предупредить. Обзор будет критический, даже жёсткий. Я принадлежу к той части фэндома, которая привязана к миру и персонажам, но не к книгам в литературном плане. И, да, продолжаем искать логику в детской книжке про победу добра над злом.

(Потому что книга не детская, добро сомнительное и, вообще, ради чего мы тут все сидим?)

I. Мир

Не секрет и не раз уже говорилось, что мир, изображённый в книге, отличается от того, который показывают нам книги последующие. Там мы видим больший и открытый мир, отличный от нашего. Здесь, напротив, действие происходит на ограниченной локации, которая, как можно предположить, существует в нашем мире. На это указывает уже наличие некоего города в пределах досягаемости, в котором живёт собака, а где-то рядом обретаются фермы, свиньи и лошади. Свою роль играют и связанные с реалиями нашего мира сравнения, как, например, слова о том, что Бэзил лыбился, точно «ученик воскресной школы на пикнике».

Хорошо, мы в нашем мире. Где-то в «старой доброй Англии». С добавлением сказочности, конечно. Но всё-таки это не обособленный мир. Теперь встаёт вопрос о размерах персонажей. Не секрет, что по мнению самого Джейкса, значения это не имело. «Мои персонажи будут такого размера, какой вам подскажет собственное воображение». Но, тем не менее, некоторые указания для воображения в книге есть. Так, Рэдволл описан как сооружение, имеющее вполне человеческие масштабы, и его стены сопоставимы с растущими рядом деревьями. Жители аббатства, мыши и другие звери, распоряжаются в нём вполне по-человечески. Они могут взойти на стену и сражаться на ней, или же могут собраться во внутреннем помещении и рассесться вдоль столов. Клуни Хлыст и его крысы сопоставимы с мышами, так, мы видим их карабкающимися на те же стены.

Но вот когда армия Клуни приближается к Рэдволлу, то в единственную телегу их набивается несколько сотен! При этом нет никаких оснований считать эту телегу с лошадью чем-то гигантским, поскольку топавшая мимо Констанция с компанией восприняли их в качестве, в общем, понятного и привычного объекта.

Другой момент, вызывающий искреннее удивление – эпизод с путешествием Матиаса на чердак, где живут воробьи. Текст даёт понять, что со времён строительства и до описываемого момента туда не поднимался вообще никто. Интересная ситуация: вы владеете аббатством, распоряжаетесь всеми его помещениями, но под крышей у вас уже, по сути, чужое, недоступное и откровенно враждебное государство с собственными порядками! Ещё при первом прочтении меня интересовал вопрос…

А кто-нибудь тут вообще убирается на чердаке и следит за состоянием крыши? Или вы ждёте, когда потолочные балки сгниют, и тонны гнёзд вместе с воробьиным помётом рухнут на мышиные головы прямо во время очередного пира?

Ещё больше интриги добавляет то, что в сцене пира упомянуты выдры-акробаты, которые «повисли на плети вьюнка, спускавшейся с потолочной балки». Впоследствии эта плеть куда-то исчезает, но её наличие свидетельствует, что подняться наверх на самом деле проще, чем это делал Матиас.

На самом деле нетрудно понять, откуда растут лапы (а также уши и хвост) у этой концепции. Конечно, это «Ветер в ивах», а до кучи можно вспомнить «Винни-Пуха» или «Кролика Питера». Да, вот такая смесь сказочного с реальным, прыгающие размеры персонажей там тоже есть. В «Ветре» кульминации она достигает в эпизоде, где переодетый в женщину мистер Жаба бежит от полиции на паровозе.

Однако в «Ветре» всё это работало на авторский замысел, создавая уникальную атмосферу чего-то забавно-абсурдного и в то же время трогательно-уютного. Читая книгу, понимаешь, что тут не ошибка или нелепость, а сознательный ход писателя.

А вот в «Рэдволле» это так не работает, по крайней мере, для меня. Мешают, на мой взгляд, два обстоятельства:

Отсутствие людей. Вроде бы «за кадром» люди присутствуют, но как действующих лиц их нет. В «Ветре» же персонажи-животные вовсю взаимодействуют с персонажами-людьми, поддерживая эффект забавного абсурда.

Серьёзность тематики. Если сюжет «Ветра» строится вокруг обычной мирной жизни и быта с философским налётом, то сюжет «Рэдволла» – военно-политический. Война, попытка захвата стратегического объекта предполагают именно реалистический стиль повествования, в который забавные скачки пропорций уже не вписываются. Могла ли та лошадь развалить рэдволльские стены парой ударов копытами? Как мыши воздвигли шикарное аббатство по соседству с филином, который ими питается? А как Клуни предполагал завоёвывать и удерживать в своей власти страну, в которой живут гигантские совы, коты, собаки, и каждый из них даже сам по себе может в два счёта уничтожить или хотя бы обратить в бегство его армию?

Хорошо, я понимаю, что тут у нас такое замысловатое переплетение реального со сказочным, но вот с сюжетом оно не очень хорошо сочетается.

В качестве «хэдканона» можно предположить, что на самом деле Рэдволл окружён таинственным силовым полем, внутри которого все разумные звери приобретают аналогичные человеческим пропорции. Граница поля проходит около церкви Ниниана, как раз там, где опрокинулась телега Клуни. Сама церковь разделена полем на две части: в одной Клуни может свободно восседать на кафедре и ломать её, в другой же находится жилище семьи Черчмаусов. Преследовавшие завоевателя кошмары обусловлены тем, что он слишком часто переходил границу и словил смещение в сознании.

Верхняя часть аббатства тоже выходит за пределы силового поля, поэтому туда никто и не лазает. Как можно заметить, на чердаке воробьи жестоко избивают Матиаса, надевают на него ошейник, однако на земле Клюву легко запирают под корзинкой.

Впоследствии вот такой условно-сказочный и немного абсурдный мир Джейкс попытался перевести в эпическое фэнтези (хотя он сам говорил, что не любит этого слова, по факту получилось именно так), разорвав связь вселенной Рэдволла с нашей собственной и заодно задним числом придумав новый истории для аббатства, церкви Ниниана, колокола Джозефа и так далее.

Стоило ли это делать? Мне вот представляется, что первая книга всё-таки уникальна и самодостаточна. Всё остальное (кроме, пожалуй, «Похода Матиаса») эту уникальность ломает, особенно попытки в приквелы. В «Мэриел» мы узнали, что ещё до Клуни аббатство осаждал пират Кривоглаз (о чём в «Воине» никто не помнит), а нахождение меча во флюгере не представляло секрета. «Война с Котиром» рассказала нам совсем другую историю о Мартине, чем явствовала из слов Мортимера.

Как мы привыкли, противостояние Рэдволла и его врагов Джейкс показывал как битву добра со злом, при этом выкручивая контрастность до карикатурности. Но здесь (мне кажется, в первой книге это выражено ярче) видно противопоставление не только по линии «добро – зло», но и «цивилизация – варварство». Обитатели Рэдволла видят себя носителями подлинной цивилизованной жизни, об этом прямо говорит Мафусаил: «Ястреб рассказывал о воробьях, называя их, кстати, крылатыми мышами, хотя я не вижу никакого сходства между цивилизованными мышами и этими примитивными дикарями».

В сцене, где белка Джесс и Бэзил готовятся к операции по возвращению куска гобелена, в оригинале (в нашем издании 2002 года этого нет, как и ряда других моментов) имеется следующий пассаж: «Какая разница между выходками этого сброда и тем, как вели себя защитники аббатства! Джесс заметила разницу между рабством под гнётом тирана и добровольным сотрудничеством, выросшим из решимости и дружбы».

В общем, понятно – положительные персонажи побеждают потому, что они дружные и добрые, у них свобода и демократия.

Но насколько сюжет соответствует этой идее и её реализует, поговорим дальше.

II. Персонажи

По сути, главные персонажи – Матиас и Клуни. Они образуют пару противоположностей, добро и зло, вокруг конфликта которых строится сюжет. И тут впервые позволю себе сравнить книгу с мультсериалом – в пользу последнего. Там крыса и мышонок сталкиваются задолго до появления последнего в качестве послушника Рэдволла, что как раз задаёт общий тон.

Итак, Матиас. Джейкс уделил особое внимание этому персонажу, видя в нём пример для читателей. «Мышь – ребенок, и ребенок пытается кем-то стать, быть лучше, быть героем, - говорил он в интервью. – Если небольшая мышь может, почему не может человеческий ребенок? Вот о чем я писал. Мышь, преодолевающая все, без использования волшебства. Это делается лишь силой её собственного желания. Мораль для них в том, чтобы тянуть себя вверх, расти вслед за Матиасом и Маттимео. Ведь они должны учиться быть воинами».

Соответственно, в «Воине Рэдволла» можно увидеть роман о взрослении, на протяжении которого Матиас превращается из «рохли» в того самого воина.

Но с реализацией замысла есть проблемы. Как по мне, рохлей Матиас выглядит единственный раз – когда в самом начале спотыкается и рассыпает орехи. Вскоре после этого мы видим, по сути, уже другого персонажа, смелого, решительного и авторитетного. Он призывает к действиям, кидается на пришедшего в аббатство Клуни, самовольно покидает обитель и бродит по лесу. Я не вижу здесь возрастания как постепенного и трудного процесса преодоления собственных недостатков, завоевания доверия старших. В случае Матиаса оно происходит практически мгновенно.

Ну, что поделать, Джейкс вообще не умел (не хотел? Не стремился?) описывать психологические моменты – всяческие рефлексии, воспоминания, мироощущения, вот это всё. Он был писателем действия, и в его книгах абсолютное большинство моментов – это когда персонажи либо что-то делают, либо обсуждают то, что делают или собираются делать.

Впрочем, есть в «Воине» замечательный момент, в нашем издании 2002 года, увы, пропавший. Хотя, казалось бы, буквально одна фраза, вам жалко было? Итак, Матиас забирается на чердак, Король Бык захватывает его в плен, и мышонок «пообещал себе, что никогда больше не наденет ошейник ни на одно живое существо. Унижение было невыразимым».

Конечно, здесь дана отсылка не непосредственно предшествующие моменту события, а именно отношения Матиаса с пленённой Клювой. На неё он, действительно, надел ошейник. Но главное в том, что этот момент, как мне кажется, уникален для рэдволльской серии. Значимый положительный персонаж здесь признаёт свою вину, получив то, что ранее по сюжету сделал другому персонажу. Приходится признать, что в описании других положительных героев такая категория, как покаяние, практически отсутствует. Это касается даже Дейны-Тагеранга. А там ведь идеальная экспозиция была: выдра, выращенная «нечистью» для убийств. Тем не менее, он не преодолевает внутреннее зло, он просто изначально хороший.

Может быть, линия с пребыванием Матиаса на воробьином чердаке является наилучшей с точки зрения взросления персонажа.

Но что ещё можно сказать о Матиасе? Да, он смел. Но в то же время удивительно безрассуден. Книга включает три эпизода, когда он идёт в смертельно опасные для него места, не имея плана и понимания касательно того, что делать дальше. Это его поход к занятой войском Клуни церкви, подъём на воробьиный чердак (тут его как бы подстраховывала Клюва, но мог ли он быть уверен в её верности вытянутой под страхом смерти клятве и в том, что она сможет защитить его от других воробьёв) и путешествие к карьеру с убийством Асмодеуса. В двух других случая автор срочно подогнал на помощь зайца и землероек, о которых сам Матиас до последнего не знал и рассчитывать на них никак не мог.

Весьма умиляет такой пассаж:

«Осторожно Матиас пролез сквозь разбитый витраж в церковь и спрыгнул на хоры. От отвращения он тотчас сморщил нос: старая церковь уже успела насквозь пропитаться тяжелым крысиным духом.

Где же гобелен? Где Клуни и его шайка?

Матиас мгновенно догадался, почему церковь пуста, и ощутил в животе свинцовую тяжесть. Крысы отправились на штурм Рэдволла, Клуни забрал гобелен с собой!»

Хочется спросить героя: а что бы ты делал, если бы Клуни и остальные оказались внутри? Грозным голосом приказал злодею отдать гобелен? Ну, есть шанс, что Клуни помер бы от смеха. Но небольшой.

В принципе, можно было бы объяснить это упованием на промысел Божий. Автор, однако, старался лишить нас такой возможности, уверяя, что старался избегать «религиозных коннотаций». Поведение Матиаса в таком случае скорее похоже на крайне популярную в современной массовой культуре идею «поверь в себя, и у тебя всё получится». Правда, в оригинале есть момент с указанием на то, что он всё-таки на что-то уповает: «Матиас решил, что Мартин сделал бы смелое лицо и доверился бы удаче воина». Впрочем, если всё-таки проводить эти самые коннотации, то получится, что Матиас дерзко нарушает важный принцип «не искушай Господа».

И надо сказать, что Матиас ведёт себя не только безрассудно, но и индивидуалистично (ладно, не буду говорить «эгоистично»). Походы к церкви и к карьеру он совершает тайком, никого не предупредив и не спросив разрешения. А ведь Мортимер лично назначил его одним из ответственных за оборону!

Да, и странные у нашего послушника представления о послушании. Извините за каламбур.

Переходим к главному антагонисту – Клуни Хлысту. Страшному, жестокому и, как ни странно, любимому многими читателями предводителю крысиной орды. Джейкс попытался в его образе показать нам Абсолютное Зло, Тёмного Властелина, с которым нельзя договориться, а можно лишь вести войну на уничтожение…

Но получилось не очень. Нам рассказывают, что Клуни ужасен и жесток, где-то за кадром он совершил много зла, но что это за зло? Вот Мафусаил рассказывает: «По мере того как в течение последних шести лет орда Клуни кочевала на юге, до меня доходили слухи о других ее бесчинствах: поджог фермерского дома; несколько позже поросята, целый помет, заживо съедены крысами… Распространение крысами Клуни болезней среди домашних животных. Было даже такое сообщение — от городской собаки: армия крыс напугала стадо коров и загнала их в деревню, что вызвало беспорядок и разрушения».

Эээ… Никто ничего странного не видит? Почти всё перечисленное можно отнести к деятельности самых обыкновенных неразумных крыс. Такие вещи, как поджог дома (перегрызли проводку? Опрокинули свечку?) и запугивание коров никак не вяжутся с образом Клуни как разумного лидера, заинтересованного в том, чтобы нечто захватить и использовать. Съедение поросят также похоже на инстинктивное, а не разумно-преступное поведение. Наконец, распространение болезней – это то, что происходит даже не в силу инстинктов крыс, а вообще помимо их деятельности, как разумной, так и неразумной. На статус преступления тянет только упомянутое до этого разрушение шахты.

В мультсериале знакомство с Клуни происходит куда убедительнее. Мы видим, что он действует не как обыкновенная крыса, а как антропоморфное существо, разрушая родную деревню Матиаса и убивая её жителей – других разумных антропоморфных существ. Это сразу же поднимает ставки, в отличие от невнятного абсурда с коровами и болезнями.

Справедливости ради вспомним и о том, что в кошмарах Клуни представали какие-то горящие города и корабли. Но всё, с этим связанное, произошло когда-то за кадром, мы ничего не знаем о том, кем Клуни был и что делал до своей последней войны. Это то, что автор мельком упомянул, но не показал.

Если обратиться непосредственно к сюжету, то мы видим Клуни грубым, злобным, высокомерным, коварным, но до уровня настоящего злодея он дотягивает разве что в конце, когда убивает Мортимера. Он угрожает расправой пленённым Полёвкинсам, но не реализует угрозу. Конечно, если бы Клуни выставил перед аббатством их приколоченные к деревьям изуродованные трупы, нам было бы проще проникнуться ненавистью к завоевателю. Впрочем, о чём я, книга-то всё-таки детская.

Да, на мой взгляд, Клуни куда больше напоминает не серьёзного злодея, а этакого дворового хулигана. Он пытается выглядеть «большим и страшным», но это скорее понты и именно желание «казаться». Для Клуни характерно желание произвести впечатление, бросить пыль в глаза. Отсюда его щегольство в парадной форме, пафосные речи, демонстративные марши без скрытности. Ему мало завоевания, ему нужно признание себя великим со стороны окружающих.

Но в то же время Клуни… Благороден?

Конечно, в очень специфическом, варварском смысле. Но, тем не менее, он считает нужным лично явиться в гнездо врага и зачитать условия капитуляции. Правда, мы видим, что какой-то крыс пытался перед этим реализовать план по проникновению внутрь, но оказался дебилом, не только план слившим, но и выложившим местонахождение штаба.

Сюда же добавим расправу, которую Клуни пытается устроить в финале. Вроде логично было бы сразу ночью прикончить хотя бы самых опасных противников – Констанцию и Бэзила – но нет. Надо, чтобы всё было пафосно, с восседающим завоевателем, напуганными жителями и так далее.

Очень странно, конечно, что в одном из интервью Джейкс объявил Клуни «трусом». Такие действия, как поход внутрь вражеской крепости или то, что он первым двинулся по доске, с этой оценкой как-то совсем не вяжутся.

Вообще есть у Джейкса как писателя одна особенность, связанная со знаменитым принципом «показывай, а не рассказывай». Какие-то важные для него вещи, которые он хотел непременно донести читателям, он старательно рассказывал – и получалось не очень убедительно. А вот нечто, что сообщать вовсе не хотел, он именно показывал. Примером здесь можно привести знаменитое отречение Бриони от Покрова, читая которое, мы понимаем, что Бриони… (здесь каждый пусть сам вставит, что хочет). И это при том, что Джейкс-то представлять её отрицательным персонажем не стремился. Тем не менее, её слова – это на самом гораздо страшнее, чем всякие размахивания мечами и хищные оскалы.

Это соображение касается пары интересных персонажей: Селы и Куроеда. При самом их появлении Джейкс пытается ткнусь нас носом в то, что они плохие и гнусные. И, вероятно, ему казались вполне оправданными такие вот примеры поведения положительных персонажей в отношении этих лис:

«Будь моя воля, я не стала бы тратить время и переводить лекарства на эту падаль, – проворчала Джесс.

Амброзий Пика в задумчивости поскрёб затылок:

– Это точно, Джесс, я бы тоже не стал».

А заодно вот наставления Мафусаила Матиасу перед подъёмом на чердак:

«Если этот воробей попытается что-то выкинуть, просто толкни её. Она упадет так же быстро, как кирпич, к которому привязана».

Эээ… Вы уверены, что это те положительные герои, которым хочется сочувствовать?

Но вернёмся к нашим лисам. Как только они появляются в повествовании, как нас ставят перед фактом, что они – персонажи дурные, и в Рэдволле их не любят. «Барсучиха обеспокоилась. Она знала этого лиса из семьи старухи Селы. За таким нужно смотреть в оба!» Однако о том, что именно послужило причиной такой репутации, сказано немного. Автор сообщает нам, что Села «была предателем по натуре», но откуда это поняли жители Рэдволла, нам неизвестно.

О том, насколько сильно в красных стенах ненавидят лисиц, показывает эпизод со встречей Куроеда и Констанции. В оригинале она буквально издевается над ним: «Он сделал несколько слабых попыток, каждая из которых была слабее предыдущей. Когда свиток снова упал на дорогу, Констанс громко крикнула: «Вложи в него немного энергии, ты, маленький сопляк. Я не собираюсь торчать здесь весь день».

Аргумент в стиле «они лечили Клуни, а он был врагом» не работает по той простой причине, что в Рэдволле об этом знать не могли.

А, может быть, дело просто в конкуренции? Лисы со своими снадобьями отбивали клиентов у рэдволльских мышей, вот те и обозлились…

Или секрет в том, что эти лисы – цыгане?

Да, представьте себе, в оригинале лисье племя, к которому принадлежали Села с Куроедом, прямым текстом ассоциируется с цыганами. Когда Клуни просит найти для него целителя, он говорит:

«Кто-нибудь из вас знает, где можно найти целителя? Я имею в виду не кого-то вроде этих мышей. Мне нужен кто-то, знающий старые обычаи, цыган (gypsy), могущий вылечить что угодно за добрую цену».

Да, в эпоху политкорректности довольно странно видеть такое. Впрочем, Джейкс, увы, считал, что стоит дать персонажу нужную национальность вид, и уже не надо будет заморачиваться с обоснованием его морально-нравственной позиции.

III. Сюжет

Теперь пройдёмся по изложенным в книге событиям в их взаимосвязи. Первые главы впечатляют. Мы видим параллельно и весёлый праздник, и приближающегося к аббатству Клуни с армией. Сцены резко меняются, создавая кинематографическую напряжённость. Свет и тьма мелькают у нас перед глазами.

Прибыв в Лес Цветущих Мхов, Клуни усиливает армию местными жителями. Хорьками, ласками, горностаями. При этом его воины угрожают разрушением жилищ и расправой тем, кто не горит энтузиазмом. Ну, что тут сказать… Да, сказка, да, для детей, но, когда крысы жёстко нагибают куньих – это всё-таки слишком.

Ну ладно, допустим, у нас мир такой вот, с крысами как самым доминирующим видом. Однако почему никто из куньих не пытался укрыться в Рэдволле и воззвать к его помощи при творящемся беззаконии? Может, потому, что понимали, что внутри сидят ненавидящие их зверорасисты?

А куда подевались уверения Мортимера, что «даже хищники, зная, что мы исцеляем и оказываем помощь, никогда не причиняют нам вреда – таков неписаный закон»? Почему масса лесного населения стремительно оказалась предателями и коллаборационистами? Налицо жуткий провал социальной и воспитательной работы. Или старик просто заливал не то, что было на самом деле, а то, что хотел видеть.

Но вот противники определились, церковь Ниниана захвачена, начинается осада.

И ведётся она из лап вон плохо. Ну, отвратительно просто.

Никакого наблюдения за объектом не установлено. Вместо того, чтобы ликвидировать или брать в плен любого, кто морду высунет, им – Матиасу, Джесс, Бэзилу – позволяют шляться туда-сюда. Никто не препятствует стекающимся в Рэдволл потокам беженцев, которые, хотя и поглощают ресурсы, но усиливают боеспособность гарнизона.

Не видно, чтобы перед началом осады проводилась какая-то разведка местности, изучение укреплений, выявление слабых точек. Да, перед тем, как лезть на стену с доской, Клуни посылает найти подходящее дерево. Но это происходит ситуативно: мне пришла мысль, исполняйте. Так же уже после того, как фактор внезапности полностью слит, Клуни доходит до таких полезных вещей, как таран, подкоп и осадная башня. А между тем как раз в том месте, где проходила попытка с доской, находится калитка в стене.

Что мешало запустить Призрака через стену с приказом открыть изнутри? Да даже и без Призрака любой хорёк мог бы подкопаться под калитку минут за двадцать от силы.

Ну, слушайте, несчастный Куроед, который впервые находился внутри аббатства, калитку открыл в два счёта!

Забавно, что, как выяснилось в финале, об этих калитках Клуни знал. Потому что, как сказано в конце, он «поставил самых верных своих солдат у каждого входа в аббатство» смотреть, какой из них откроет изнутри Увалень.

Ну и вспомним заодно, что вся компания лезла на стену аккурат там, где находилась калитка.

Нет, с калитками выходит какая-то чушь. Не очень ясно, зачем они вообще нужны. Но если уж есть, то они, как самое, очевидно, слабое место оборонительного периметра, должны охраняться с особой тщательностью. Но этого нет. Никто за ними не смотрит. Охраняют здоровенные ворота, которые за целый день битья тараном развалить не удалось. А калитки существуют сами по себе в ожидании нужного сюжетного поворота.

В общем, если бы автор разрешил Клуни действовать серьёзно, в полную силу и с использованием всех возможностей, он бы захватил аббатство в первые же дни.

И в то же время события войны перечёркивают тезисы автора о том, что «я… решил написать историю о беззащитных мышах – нет другого существа на земле, более беспомощного, чем мышь» и «если небольшая мышь может, почему не может человеческий ребенок? Вот о чем я писал. Мышь, преодолевающая все, без использования волшебства. Это делается лишь силой её собственного желания». Нет, рэдволльцы побеждают не потому, что они, будучи слабыми и беспомощными, при этом смелы, решительны, дружны и благородны. Они просто изначально сильнее, и автор явно играет на их стороне.

Итак, захватчики не используют и половины преимуществ, которые могли бы им помочь. У рэдволльцев есть Констанция, которая, как можно понять, сильнее любого из воинов Клуни. Среди них есть белки-прекрасные лучники, выдры-пращники, кроты-сапёры и даже бобёр-инженер (он, правда, появляется только в нужные моменты, да и сделанные им колья никак себе не проявили). На их же стороне непобедимый заяц-невидимка. Из детских качелей рэдволльцы делают боевую катапульту, из подручных материалов – бронебойный снайперский арбалет, а вот Клуни метательными машинами так и не разжился. Если враг падает со стены, он либо погибает, либо калечится. Если рэдволлец падает с гораздо большей высоты, он выживает без особых проблем. Одна брошенная лампа выносит целую осадную башню.

В общем, трудно искренне сочувствовать персонажам, имеющим такую фору.

Особая сторона романа – поиски меча, щита и перевязи Мартина. Здесь сюжет приобретает ярко выраженный символический характер, отсылающий к средневековым сказаниям, в частности – легендам о короле Артуре. У нас есть легендарный герой, изображённый на гобелене; есть молодой персонаж, мечтающий стать таким же великим воином; есть легендарное оружие и ряд заданий, выполнив которые, его можно обрести. Проходя этот квест, Матиас, по идее, взрослеет, «находит самого себя» и из косолапого послушника превращается в настоящего воина, подобного легендарному Мартину.

Правда, в реалистичной линии взросление выглядит так себе.

Обнаружение артурианских смыслов в детской книжке, на самом деле, не должно удивлять. Книжка-то английская, а как нам объяснил пан Сапковский, «артуровский миф среди англосаксов вечно жив… В англосаксонскую же культуру артуровский миф полностью интегрирован. И, скажем прямо, не совсем-то он и сказочен. Он квазиисторичен. В Англии до сих пор всерьез рассуждают о том, находился ли Камелот на месте нынешнего Винчестера… Легенда об Артуре стала не только архетипом, прообразом фэнтези, она была также демонстрационным полем для авторов, которые предпочитали творчески эксплуатировать сам миф, вместо того чтобы возводить на нем, как на фундаменте, «собственные» замыслы».

Дополняют линию символизма оказавшиеся рядом с Матиасом «Прекрасная Дама» (Василика) и мудрый наставник (Мафусаил). По идее, именно эта пара должна была помочь Матиасу пройти путь от послушника до воина, но, как представляется, за них это сделал, скорее, автор. Ещё один важный элемент – роза, образ которой также важен в средневековой системе символов. Необычное затягивание цветения куста розы в Рэдволле знаменует собой приближение армии Клуни и грядущие испытания, а после победы куст наконец зацвёл, приветствуя спасение аббатства.

В итоге я хочу сделать вывод, что «Воин Рэдволла» - произведение многоплановое, и, возможно, в этой-то многоплановости лежат корни как его привлекательности, так и проблем. Я бы назвал следующие смысловые пласты, которые можно видеть в книге:

Во-первых, она продолжает идущую от «Ветра в Ивах» (может, и далее) традицию эдакого сатирического «звериного» романа, в котором персонажи-разумные животные изображают людей при этом степень их очеловеченности и размеры неясны. И это создаёт ощущение забавного абсурда.

Во-вторых, в ней мы видим басенную традицию, то есть разные звери символизируют собой различные человеческие качества. Крысы грубы и жестоки, мыши мудры, лисы хитры и коварны.

В-третьих, это детская литература в современном смысле, сказка. Для неё характерны условность мира, простота повествования и доведённая до предела контрастность, когда хорошие персонажи противостоят плохим без полутонов и неоднозначностей.

Но, тем не менее, в-четвёртых, «Воин Рэдволла» можно с известной натяжкой отнести и к боевому фэнтези, то есть жанру на порядок более взрослому. Приметой здесь являются военная тема и противостояние разных народов.

Ну и в-пятых, «Воин Рэдволла» восходит к средневековой (точнее даже – английской средневековой) традиции, насыщенной символизмом, поисками меча и драконоборчеством.

Такая насыщенность книги пластами и отсылками подогревает интерес, позволяет каждому увидеть что-то своё, но она же и рождает проблемы. Указанные пласты слишком близки друг ко другу, слишком спрессованы, и это вызывает чувство какой-то неудовлетворённости. Детское и взрослое, условно-сказочное и жестоко-реалистичное, сатирическое и мифологическое здесь переходят друг в друга в жизни и деяниях одних и тех же персонажей. Аббатство Рэдволл находится в таинственном месте на пересечении нашего и сказочного миров, так же и сюжет книги находится на стыке целого ряда смыслов, которые то ли дополняют, то ли глушат и перебивают друг друга.

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень приятно читать полноценную рецензию на книгу, с анализом и аналогиями.

Большое спасибо за проделанную работу, за внимание и труд, который в это вложен. Это ценно и это нельзя не отметить

Хотя эта рецензия согрела мне что-то, я не уверен, что это сердце :)) Поэтому я выражу свое мнение о книге, отвечая на эту рецензию, и надеюсь, никто не увидит в этом агрессии или атаки на себя.

Для своего удобства, я разделю ответ на несколько сообщений.

Поехали и начнём примерно со вступления.

Физическая жестокость, смерти и страдания в сказках - статистическая норма, глядим народные сказки любых стран и убеждаемся в этом, то ведьму раскидали по полю, привязав к хвосту коня, то запекли, то разумную коровку сожрали, то царя сварили.

Смерть рядом, боль - это жизнь, таков мир, дети, и чем быстрее вы это примете, тем вам легче будет.

С таким правильным настроем мы можем приступить к делу.

Мир

Мир представляет собой типичное магическое в обыденном - то есть, обычный такой мир, как наш, но в которой вплетено что-то чудесное. Как домовой, который живет в обычном доме, или как феи, населяющие леса и поля)

Размер персонажей в первой книге более-менее соответствует размерам обычных животных. Даже в самой книге есть прямое указание на размер крыс 

Цитата:

Скрытый текст

болван Сырокрад, оказавшись на шестифутовой высоте, вдруг - подумать только! обнаружил, что не переносит высоты.  

Но Джейкс правильно замечет, что для сказки - размеры не важны и не постоянны. Законы сказок отличаются от законов фэнтези или легенд. Особенно в размерах. Можно вспомнить ту же Крошечку-Хаврошечку или Сивку-Бурку -я привожу это как яркие и скорее точно знакомые образцы именно сказок, в которых такое явно показано.

  

13 часов назад, Меланхолический Кот сказал:

При этом нет никаких оснований считать эту телегу с лошадью чем-то гигантским, поскольку топавшая мимо Констанция с компанией восприняли их в качестве, в общем, понятного и привычного объекта.

 

Предлагаю такую трактовку: Она обычна не потому что маленькая, а потому что такие повозки иногда проезжают мимо, это не отменяет ее колоссальных относительно героев размеров) Подумой над этим!

Относительно чердака. В первой книге аббатство носит идею фундаментальности и неисследованности дома, в котором живешь. Как мышь живет в доме и может не знать всего, что в нем заключено -это  работа на ассоциацию. И более глубокий уровень - как ребенок, познающий свой дом - он не знает всех его секретов и смыслов, чердак и подвал для него часто запретны и таинственны. Помним, что это в первую очередь - сказка, а сказки метафоричны и полны обращения к аналогиям, если угодно. Герой взрослеет - как ребенок все больше понимающий и воспринимающий сначала свой дом, а потом и мир вокруг. Что Матиас и делает то под руководством мудрого наставника, то самостоятельно.

Бонусная шутка - мыши могут следить за состоянием балок изнутри, подпирающих чердак, чтобы он, как небо, не упал им на головы) Висеть на вьюнке и забираться по нему - немного разные вещи, к тому же, мы не знаем, насколько далеко этот вьюнок от люка чердака. Если очень далеко - то и смысла по нему забираться нет.

Люди здесь не нужны, это история про замкнутую локацию, которая где-то рядом, но не здесь. Она волшебная в своей изолированности, но эта изолированность не строгая - это волшебный мир внутри мира обычного. Как живые игрушки или опять же феи в лесу.

Теперь многие вопросы.
Лошадь? Это риск любого мышиного жилища недалеко у дороги. С учетом размеров и расположения самого аббатства  можно предположить, что лошади, даже которые понесли, не будут бегать у деревьев, и не совсем порушат плотную кладку - а она прям выглядит внушительной - 6 футов и это еще не предел)

Как воздвигли - воздвигли давно, а филин - молодой) Воробьи там тоже не сразу появились)

Как собирался завоевывать - Страна Цветущих Мхов это относительно небольшая область вокруг аббатства. Крепость, крестьяне на полях - мечта феодала) Собаки и коты - это вообще далеко и не входит, филину точно не важно, кто там чем рулит, он относится к разряду "стихийное бедствие", но если бы он беспокоил армию, и на него можно было бы найти управу, облаву и вообще "охота на филина" как жанр триллера, в чем проблема? Они не каждый в два счета обращают армию в бегство, они именно что наносят прямой физический урон, но по отдельности и не в прямом бою это решаемые проблемы.


Относительно других книг и неточностей - это свойство ненадежного рассказчика, к тому же, аутентично, что правда, которую рассказывают спустя поколения - отличается от правды, которую рассказывают участники событий. Почувствуйте разницу) Утраченные знания и средневековье - это достаточно правдиво)

Да, ты хорошо заметил противопоставление варварства и цивилизации, невежества и культуры, разрушения и сохранения. В глобальном смысле, это все разделение зла и добра, по тому, как это существует в обычной традиции. Добро - это не абстракция, это культура, это созидание, это сохранение, это здоровое развитие. В то время как зло - это варварство, разрушение, невозможность сохранить, искаженное развитие.

Идея о свободе - это классика. Все и всегда стремятся к свободе - революции за свободу, а не только демократия)

Да, возвращаясь к тому, что это сказка и рассказана она детям, то логично, что дружность и дружба являются тем, что помогает победить, в то время как запугивание и травля, если угодна такая аналогия, - это путь к проигрышу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Персонажи

 

Цитата

Соответственно, в «Воине Рэдволла» можно увидеть роман о взрослении, на протяжении которого Матиас превращается из «рохли» в того самого воина.

Почему рохли? Взросление не обязательно означает критическую трансформацию "был рохлей - стал героем". Иногда это просто развитие - был молодым воином, стал воином опытным.

Матиас как послушник - не на своем месте, он не рожден и не предрасположен становиться монахом - это то, каким его видят взрослые, это то, какой путь ему предназначен местом его рождения, но это не его путь. Его путь, его способности, его судьба - это быть воином. И всю книгу он развивается как воин, потому что он получил этот шанс - шанс раскрыть свою истинную суть, шанс реализовать потенциал, которым обладал. Это может звучать странно, но здесь не история про "был никем -стал всем", здесь история "был не на своем месте (не в своих сандалиях, хи-хи) - занял свое место".

Интересное замечание про раскаяние Матиаса. И это прекрасный момент взросления, ты очень хорошо это заметил. Это действительно не очень часто рассказывается в книгах.

Матиас ведет себя как типичный подросток - вызывающе, отчаянно, верит в собственное бессмертие, совершает разные выходки втихаря от взрослых. Он распробовал вкус свободы, вкус жизни, потому что  наконец-то стал занимать свое место в этой жизни. Хотите отсылку - это Мцыри) В этом правдивость. И в этом тоже история о ребенке, который покидает свой дом и исследует мир в одиночку - сначала близко, потом дальше и опаснее. На его пути ему в первый раз попался удивляющий его образ взрослого - Бэззил Олень - это образ воина, образ очень непохожий на то, что Матиас привык видеть дома. Он помогает Матиасу. В следующий раз Матиасу встречаются землеройки - и уже он помогает им. Интересно было бы подумать над образом Молчуна Сэма в данном контексте, но я не настолько согретый.

Подросток не слушается старших - шок, сенсация.)))

Теперь Клуни.
 

Цитата


Никто ничего странного не видит?

Нет. Клуни - не неразумный крыс, он делает это все осознанно и специально, чтобы внушить страх, чтобы в следующий раз те, с кем он имеет дело - не тратили время и были склонны согласиться с ним. Кроме того, что в этом целенаправленном и осознанном разрушении - ярко проявляется его характер - если что-то не так, как он хочет, если он не может этим владеть, он это разрушит. Съедение поросят - акт тем более жестокий, что осознанный.

Дальше, ему не нужно внушать ненависть к себе со стороны мышей, ему нужно внушать страх и отчаяние. Он не убивает Полевкинсов, чтобы торговаться ими, зачем ему их трупы так сразу? Сначала - ультиматум и требование, и только потом - трупы.

Проявить себя, внушать страх - это важные психологические приемы многих лидеров, это норма)

Да, Клуни трус - и это правда. Его трусость глубоко в душе, подтачивает его дух, и она же проявляется в жестокости, в этом желании произвести впечатление. Это не страх перед опасностями, это страх более глубокий, более личный, если угодно. Я не уверен в том, что могу правильно его сформулировать. Страх расплаты - да, это есть. Страх получить то, что он сделал другим, да, это тоже есть. Страх оказаться не тем, что он о себе думает - да, возможно это больше подходит. Он постоянно доказывает себе и другим, что он - крутой, что он - гений, что он - жестокий и расчетливый. Он боится проиграть, потому что это доказывало бы, что он действительно не такой умный и крутой, как о себе думает, как он другим внушает. Это не тот страх, который на поверхности, и даже не то, что он сам о себе думает, но этот страх читается в его поведении. Хотя это поле для обсуждения!

Жестокость Клуни? - Он пополнил свою армию местными, буквально разорив их норы, ну знаете, солдату семьи не нужны. Цитата:

Скрытый текст

Возьмите полсотни солдат и поищите в округе крыс, которые хорошо знают эту местность. Мне нужны крупные, сильные крысы. Берите также ласок, горностаев и хорьков. Тоже сгодятся. И чтоб никто не пикнул. Выпотрошите их норы, чтобы им не о чем было горевать. Отказывающихся - убивать на месте. Ясно?

Те, кто не хотел идти в аббатство, потому что там -расисты, и не хотел воевать на стороне Клуни - были убиты. К вопросу о том, где же нейтральные хищники)

Бриони? Это сложная психологическая штука и там наверняка есть что сказать в сторону выхода из созависимых отношений или что-то в таком духе. Мать психопата всегда будет нести крест осуждения - себя и своего ребенка. Что было сказано, что показано - это тоже хороший вопрос. Но здесь у нас другая книга)

Относительно доброты добра есть важный принцип, который почему-то многие забывают - делая добро, делай его мудро, и не делай добро тому, кому оно впрок не пойдет. В какой-то момент жизни люди могут думать, что не бывает поздно кого-то спасти, однако, иногда ты не можешь этого сделать. И делая добро тому, кто этим добром подтирается, ты делаешь хуже и себе и другим. Простая, но важная истина.

Что они знают о Клюве - она хочет всех убить за то, что они ее пленили. Матиас узнал Клюву лучше и обрел в ней друга. Но прояви он излишнюю мягкость и доверчивость - и у него не оказалось бы такой возможности. Иногда напутствия могут казаться жестокими, но они обеспечивают выживание и возможность преодолеть, скажем так, неблагоприятный период, чтобы достичь хорошего финала.

Не любить цыган и мошенников - классика.) Вот здесь осуждение плохого отношения Рэдволльцев к лисам, однако посмотрим - оно достаточно оправданно) Может быть, те, кто живут в мире и знают его правила, немного лучше в нем ориентируются, чем сторонние читатели? Может быть, некоторые традиции имеют под собой рациональную основу? Не всегда, конечно, но например, традиция не говорить по телефону коды из смс от банка - это хорошая традиция) Но это поле для других дискуссий)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сюжет

 

Цитата

когда крысы жёстко нагибают куньих – это всё-таки слишком.

Попрошу!
Когда несколько сотен крыс жёстко нагибают несколько десятков куньих! Чувствуете разницу?

 

Цитата

А куда подевались уверения Мортимера, что «даже хищники, зная, что мы исцеляем и оказываем помощь, никогда не причиняют нам вреда – таков неписаный закон»? Почему масса лесного населения стремительно оказалась предателями и коллаборационистами?

Те, кто мог бы не причинять вреда - либо ушли из СЦМ, либо были убиты. Об этом я упоминал выше) Так что это аргумент немного странновато звучит на мой вкус.

Да, хорошие поинты, но в качестве шутливых контр-агрументов:
Беженцев не тиранят - потому что заняты тем, что тиранят местных хищников, плюс им самим нужно разобраться с лагерем, с планом и вот этим всем, все чем-то заняты, суета, когда только приехал.

Относительно Призрака и калиток - ну по идее в первую ночь все такие взбудораженные, что должны их хорошо охранять же!

А к моменту Куроеда - это просто рутина уже, все забили - жиза! Вот реально, жиза) Кто скажет, что Джейкс не таскает мини-моменты из реальности, тот не прав, в маленьких и в больших моментах угадывается живая правда реальности, пусть и не совсем там, где хочется ее видеть.

В аббатстве - больше кладовка, там много материалов, чего не скажешь о лесных хозяйствах. Поэтому они делают всякое, а Клуни - нет. Плюс они привыкли строить и создавать, а у Клуни с этим ... скажем так сложные отношения)

Сила барсучихи - как образа имеет ограниченную применяемость, и это обусловлено сказочностью и законом истории главного героя - путь, который он совершает в основном сам при помощи друзей, а не вместе с друзьями.

Да, Воин Рэдволла многоплановое произведение, и в нем иногда можно увидеть, кроме всего справедливо озвученного выше, историю с отголосками самых древних сказок, обращение к архетипам и образам скрытых процессов и аналогий.

И на большинстве планов Воин Рэдволла остается интересным и приятным произведением, в котором можно видеть то, что ты сам захочешь увидеть, и каждый, кто ее читает, может внести в нее что-то свое - от трактовок до фанфиков. И в этом еще большая прелесть книги - в открытости и в пластичности.

А что произошло по воле автора, что по умыслу, что случайно - это уже не так уж и важно


Спасибо за интересную рецензию. Я прочитал, и лучше смог понять, как я сейчас отношусь к этой книге и как я ее воспринимаю. Интересно наблюдать с течением лет, которая часть истории становится важной, какая - незначительной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

04.08.2024 в 15:08, Покрыс сказал:

Те, кто мог бы не причинять вреда - либо ушли из СЦМ, либо были убиты

Да, было бы интересным вариантом, если бы какая-то семья относительно хороших хорьков таки укрылась в Рэдволле. Они должны были бы отчаянно доказывать свою лояльность аббатству и то, что они отличаются от собственных служащих Клуни соплеменников. Это могло бы вызвать раскол среди защитников, а, допустим, вокруг Мортимера и Мафусаила сложились бы партии "лоялистов" и непримиримых "расистов". Каждая бы считала, что только её позиция поможет спасти аббатство, и толковала бы в свою пользу пророчества и летописные записи...

Словом, ткань взаимоотношений персонажей и развитие сюжета стали бы на порядок сложнее. Но Джейкс предпочёл путь "один вид - одна мораль".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одна мораль - это сильно сказано, потому что что мирные герои не добрые выхолощеным идеальным добрым добром, кроме упомянутых  Мафусаила и Мортимера.

они достаточно живые и отличие их от хищников скорее в том, что они просто не злонамеренные и занимаются созидательным (и поедательным, хи-хи) трудом, как ты думаешь? Я имею в виду, что ты сам пишешь, что добрые не такие уж и добрые

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: крыска
      написала тех, кто хоть както фигурировал-вперед!
      Мне нравяца почти все, особенно Черноклык, Сырокрад и Прииииииииизрак
      Голосую за Сырокрада-когда мульт смотрела-за него болела дико
×
×
  • Создать...