Перейти к публикации

Джейкс, Б. Соболиная королева


Сакстус
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Решив вернуться в Рэдволл, я принялся дочитывать то, что в своё время не прочитал или не дочитал. В моём случае это «Война с Котиром», «Мартин Воитель», «Талисман из Рэдволла», «Бдуждающие Огни» и «Соболиная королева» (если не считать самую последнюю книгу). Начал с конца – «СК». Здесь Отдельно лишний раз поблагодарю ребят, которые работали над переводом. Вы сделали большое дело, причём сделали с любовью и на совесть. Насколько я понял, темы для обсуждения книги, а не перевода, на форуме нет.

Сама книга оставила скорее плохое впечатление. С одной стороны, я увидел старый добрый Рэдволл — с аббатисой, Командором, Кротоначальником, диббунами, зайцами, Гуосимом, вкусной едой, стихами и прочим. С другой стороны — нарочитая шаблонность сюжета и большинства персонажей. С самого начала читателя приветствуют реинкарнации Дикого Дуги и Рэкети Тама из «КВ» – Диггз и Баклер. Причём, если в Диггзе есть хоть какой-то колорит и очарование, то его друг (по идее главный герой) – максимально безликий серый персонаж. Королева Вилайя более-менее повторяет своих предшественниц — Цармину и Курду. Я возлагал большие надежды на появление воина-крота, но Акстель оказался героем третьего плана (как и большинство кротов в серии), причём его максимально искусственное появление в повествовании делает его фигуру вообще излишней. Хотя меня зацепил Звилт Серая тень. Тут есть перекличка со скрытным и мрачным образом Слэгара, но Звилт не только хитёр и осторожен, он ещё и отчаянно храбр. Более того, в соболе есть какой-то боевой азарт. Он не просто воюет и убивает из жажды наживы, как большинство хищников-лидеров, но и находит в этом какое-то упоение. Не припомню такого ни в ком от Клуни Хлыста до Виски Длиннозуба (может быть, что-то подобное было у Фераго Убийцы).

Были интересные персонажи — семейство Сухих Колючек (особенно бабушка Крамфисс и малыш Дабдаб), гостеприимная полёвка Мамзи, поехавший отшельник Сухобрюх с ручными щуками и жабами, и некоторые другие – но все они слишком незначительны по месту, занимаемому на страницах. Многие персонажи появляются в книге случайно, как бы падая с неба — этакие «боги из машины» античного театра (Акстель, Мамзи, Амбври). Хороший приём, но не в каждой же главе, где положительные герои сталкиваются с проблемами.

Повторение сюжета с похищением детей («Поход Матиаса») тоже могло бы оказаться не таким банальным, но почему-то Джейкс решил разрушить коварный план Вилайи самым беспощадным образом, максимально облегчив работу добрым зверям по спасению своих детей. План хороший, так почему бы было его не развить, а не перечёркивать в самом начале, превращая дальнейшее повествование в обычную рубилову под стенами аббатства?

Ну, и то, что всегда не нравилось у Джейкса — это то, что он изображает большинство хищников несчастными и беспомощными существами, не имеющими ни ума, ни силы, ни смелости, ни везения. Причём, в начале книги расписывается в красках их воинственность и опасность, а потом их начинают гонять дети. Такого страшного избиения младенцев («младенцы» — это, конечно же, хищники, а не диббуны) я не видел даже в «Мече Мартина» и «Трисс Воительнице». Автор не пожелал пожертвовать никем из хотя бы второстепенных героев, ограничившись безымянными землеройками и звонарём братом Толлумом.

Не хватило разгадывания тайн, описаний тихой мирной жизни, описаний природы. Сразу действия и разговоры, и почти никакого художественного обрамления, как будто комикс смотришь. 

Делитесь своими впечатлениями, кто уже читал книгу. Очень надеюсь, что я в своём отзыве слишком предвзят и что-то важное упустил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не читалЬ и расхотелось вот совсем. Хех. Пришла уже к выводу, что если хочешь что-то не шаблонное почитать по Рэдволлу - садись и пиши перечитай Фортунату и успокойся.

 

PS: А как королеву убили? (Ну, по закону жанра жить ей не полагается же)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кусь

О, смерть у Вилайи эпичнейшая. Типичная барсучиха-терминатор Амбри гнала её по лесу до тех пор, пока она не упала и не напоролась на собственный отравленный кинжал.

Я тут вспомнил один положительный момент в книге, который меня приятно впечатлил. В "СК" есть любящие хищники. Так, хорёк Дакло заступился за свою подругу Рэдди перед самим Звилтом, которого все боялись. Лиса Бинта истошно завопила, когда увидела как её друга Бей-кнута убили (сама Бинта смогла спастись бегством, сохранив себя для фанфиков). Горностаиха Глив пыталась отомстить тому же Звилту за то, что он отправил её друга Балду на верную смерть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13.03.2021 в 20:41, Сакстус сказал:

Типичная барсучиха-терминатор Амбри гнала её по лесу до тех пор, пока она не упала и не напоролась на собственный отравленный кинжал.

Блин, это ещё ухитриться надо было х,). 
Все проблемы зверей в Рэдволле облегчились бы размножением барсуков, провести бегом строй барсуков-терминаторов и все сразу же упали бы на свои мечи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Перси сказал:

Блин, это ещё ухитриться надо было х,). 
Все проблемы зверей в Рэдволле облегчились бы размножением барсуков, провести бегом строй барсуков-терминаторов и все сразу же упали бы на свои мечи. 

А ещё лучше провести через строй барсуков-терминаторов кого-то из хищников.) Правда, бедолаги выдержали бы в лучшем случае сотню-другую ударов шпицрутенами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Перси

Так Фераго Убийца решил посвятить свою жизнь истреблению этого проклятия всех хищников. И капитан Рага Бол, оказавшись на суше, первым делом искромсал попавшегося под лапу барсука. 

А в "СК" есть эпизод, когда Звилт Серая Тень пытается заколоть басручиху со спины, чтобы не сталкиваться с ней в будущем. Но у него настолько не получается, что Амбри даже не узнаёт об этом.
 
Интересно, что в Слэгар в своё время решил, что украсть маленькую Ауму - хорошая идея. Вероятно, он исходил из того, что присматривать за этой рабыней, когда она вырастет, будут не его простодушные бандиты, а мрачные ребята из царства Малькарисса. Я уж не говорю про идею Сварта сделать барсучонка домашним питомцем.

Думаю, можно найти и другие примеры специального интереса хищников именно к этим зверям, и не случайно барсуков так мало. 

Изменено пользователем Сакстус
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 года спустя...

Итак, я читаю «Соболиную королеву» и готов поделиться впечатлениями. Прежде всего, конечно, спасибо юзверям, которые делали перевод и правку.

Пожалуй, могу сказать, что книга понравилась. По крайней мере в рамках оригинального сериала. Было мнение, что старина Джейкс к концу стал выдыхаться, но вот в СК я этого не ощутил. Очень прилично, особенно на фоне показавшихся мне крайне унылыми «Острова королевы» и «Непобедимой Моди».

Может быть, дело, в том числе, в переводе. В отличие от «Азбуки», тут переводили фанаты, которые не стали ничего вырезать. Текст вышел на порядок глубже и насыщеннее. Да, за это спасибо, независимо от отношения к книге.

Но, конечно, элементы из предыдущих книг видны невооружённым глазом. Лорд-барсук посылает куда-то строптивого зайца (Привет, Моди), зайцы встречают храбрую дикарку-грубиянку (привет, Мэриел), злодеи свили гнездо в бывшем Барсучьем доме (привет, Трисс), злодейка ворует детей (привет, Поход Матиаса и Война с Котиром), в Рэдволл прибывает труппа актёров (привет, Белолисы). И, конечно, одним из героев стал заяц с выкрученными до максимума прожорливостью, болтливостью и непобедимостью.

Можно сказать, конечно, что это всё является отличительными признаками рэдволльской серии, тем, что делает Рэдволл Рэдволлом. Но тут надо уметь пройти по тонкой грани, что отделяет милую изюминку от надоедливого штампа…

Удалось ли это нашему старику? И как в целом оценим его очередное творение? Давайте разбираться.

Итак, соболиха Вилайя, поселившаяся в бывшем Барсучьем доме, ворует и держит в плену звериных детей, намереваясь использовать их как заложников для обмена на ни много, ни мало владычество Рэдволлом. Вне зависимости от реалистичности плана, ставки высоки, ситуация действительно страшная. Эта завязка явно лучше и сильнее, чем та, что была в «Трисс»: «ой, там сокровища, давайте скорее их искать!»

Мне понравилось, как Джейкс описал попавших в беду детей. У них довольно заметные разные характеры, кто-то плачет и зовёт маму, кто-то проявляет лидерские качества, они спорят и пытаются найти решение. А ещё есть наивность, но тут автор явно перегнул палку:

«– Во имя всех сезонов, куда подевался этот мышонок? — Ее голос стал тревожным. – Нам лучше спросить стражников. Он мог прокрасться мимо них, когда они принесли еду» – говорит белочка Тура.

Фейспалм. Да-да, пойди и спроси. И посмотрим, что они с тобой сделают. И вроде она не дура по сюжету, понимает, куда и к кому попала.

Можно вспомнить, что Джейкс в своё время ездил в школу к слепым детям, сдаётся мне, какие-то его воспоминания об этом тут отразились. Да, написано хорошо.

То, как план выполняется, выглядит весьма печально (в смысле, для отрицалов). Начать с того, что пытаться удержать кротов в камере со стенами из мягкой почвы – явно не лучшая идея. Странно, что они сами не сообразили копать без советов той землеройки.

Детей (хотя, почему детей, часть из них явно уже подростки) пихают в одну камеру, особо не следят, что там у них происходит. Разделить толпу, выявить лидеров, изолировать их, попытаться подкупить кого-то? Нет, это для слабаков. Хотя что-то такое пытались сделать, когда стало поздно.

Ага, а Флиб и вовсе готовая провокаторша.

И, да, Вилайя вроде должна была понимать, что выдры и землеройки – сильные, злые и свободолюбивые звери, от них стоит ждать проблем.

Да, таскать на себе хрупкий хрустальный сосудик со смертельным ядом - плохая идея.

Дилемма геноцида. Где-то такое уже встречалось: некий зверь, исповедующий идею «хороший хищник – мёртвый хищник», требует порешить побеждённых паразитов, но ему грозят пальчиком: «ни-ни! Мы не такие! Мы на светлой стороне! Накажем и отпустим, и чтоб не смел больше!» Потом, правда, выясняется, что побеждённые возвращаются такими же, да ещё и с желанием отомстить. Так что маленький читатель может самостоятельно сделать вывод: нет, надо было добить…

А может, сразу вообще их всех порешить? Вместе с самками и детёнышами? Ну, лучше ведь будет.

На самом деле, видно, Джейкс всё-таки искал выход из этой созданной рамками и категориями его мира проблемы. Свидетельство тому – выдры из «Команды бродяг», в своей борьбе с хищниками уподобившиеся им, и «вольнолапы» оттуда же.

Правда, он придумал и другой ход, который я именую «скрытым» или «отложенным» убийством. Смысл в том, что плохого зверя вроде как щадят, но оставляют в таком положении, что умный читатель может понять: за кадром его (зверя) ждёт смерть, причём медленная и мучительная. Такое мы видели в «Жемчуге Лутры», когда выживших пиратов заперли на разорённом острове с ящерами. В «Королеве» связанных сальнорыл заставляют дышать их собственным дымом, а безумного ежа подвешивают на дереве и угоняют его плот.

Вполне вероятно, что в итоге первые задохнулись насмерть, а второй помер от жажды и паралича мышц. А может быть, и нет. Автор нам этого не сказал, с него взятки гладки.

Сухобрюх, конечно, мерзкий тип, но когда вся компания оставляет его болтаться беспомощным на верёвке, уплывая под весёлую песенку про еду…

Ах, как же это по-рэдволльски!

Рэдволл у нас, как всегда, в центре мира. В глаза мне с какой-то особой силой бросилось несоответствие поведения и реакций общему контексту. У нас тут страшный и жестокий мир, кишащий хищной нечистью, в котором каждый день буквально из ниоткуда может появиться варварское племя, банда, сошедшие на берег пираты и кто угодно ещё. Кругом враги, и очень злые. При этом мы не будем выставлять никакую охрану, патрулировать стены, зато оставим калитку открытой. Собирая диббунов домой, пересчитывать не будем – а зачем?

Но кое-что интересное в «Королеве» на эту тему есть. Выясняется, что тянущиеся к стенам ветви деревьев надо обрезать, чтобы не залезли хищники. Из-за «мирных времён» это сделать позабыли, поэтому в аббатство пролез горностай Глобби. Дошёл до кухни, устроил себе пиршество, заснул и был обнаружен лишь утром. То есть ни охраны, и замков там просто не было.

Патрули на стенах появляются тогда, когда к аббатству подходит армия разорителей. Но и после этого к угрозе все относятся с таким откровенным наплевательством, словно хотят сказать: «так, ребят, автор, разумеется, на нашей стороне, но хотя бы для читателей вид сделайте, что что-то делаете, во-во!»

В общем, в каждой книге история начинается заново, исторический опыт не накапливается, и вот снова наши герои мило завтракают на травке, а рядом собирается орда нечисти. Никогда такого не было, и вот опять!

Знаменитый рэдволльский культ еды выглядит как-то особенно карикатурно. У нас пропали диббуны, у других зверей тоже пропадают дети? Прежде всего позавтракаем! Нас поставили патрулировать стену? Так, уходим на обед! В любой момент может подойти армия хищников? Так, собрались на обед! Надо спешить к аббатству, где, возможно, гибнут наши друзья? Едим, а там нас ждёт вкусная еда!

Может быть, этим Джейкс пытался показать некий оптимизм и жизнелюбие героев перед лицом опасности, но у меня это вызывает мысли типа:

ДА КАКОГО ХОРЯ ЭТИМ ЗАЖРАВШИМСЯ БЕЗДЕЛЬНИКАМ ВСЁ СХОДИТ С ЛАП???

Чуть больше организации в мире хищников, атака с лестницами ночью или во время пира – и история красностенного аббатства бы закончилась.

Да, про манеру боя. Почему-то хищники при столкновении с мирными паталогически отказываются от метательного оружия, прут в рукопашную и, естественно, гибнут. В тот момент, когда Звилт со своими заметили группу Баклера, они могли бы дать залп копьями – и это последним очень бы осложнило жизнь. В подземелье они так очень здорово расправились с угрём. Да и Зилт после гибели спутников с его способностями мог бы подождать и внезапным ударом ликвидировать хотя бы крота.

Положительные герои, увы, бледны. Они почти не развиваются (некоторое исключение являет Флиб), у них нет внутренних вопросов, конфликтов, сложности, многоплановости. При этом тот же Диггз постоянно создаёт конфликт вообще со всеми, но это не влияет на расклад сил и взаимоотношения. Его болтовня воспринимается как жужжание какого-нибудь старого деда на лавочке, до которого уже никому нет никакого дела.

Конфликт хищников, Вилайи и Зилта, весьма прост и примитивен в сравнении с теми играми, которые друг с другом играли Ублаз и Расконса в «Жемчуге».

Крыса Дирва ТУПАЯ. Взяла и выложила Зилту и Глив абсолютно прямым текстом, что будет за ними шпионить, ну, они её и прикончили лапами Балды. Которого Зилт скоро прикончил угрём.

Ну что это такое?

Ладно, как дочитаю, отпишусь ещё.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дочитал, и вот ещё впечатления.

В сравнении с другими книгами весьма мало деяний духа Мартина-воителя и распутывания загадок. И это хорошо. Вероятно, все эти игры в буковки и «старая белка поднялась в воздух, продекларировала непонятный стих, давайте разгадаем» надоели самому автору. Зато больше странствий с боёвками (ну и болтовни).

Из положительных героев понравилась однозначно аббатиса Майоран. Спокойная, рассудительная и, что самое главное, способная на сочувствие к хищникам. Когда один из зайцев привёл пленного хорька, она потребовала, чтобы его накормили, и ужаснулась возможности применения пыток (пытки таки были, но психологические). Пыталась помочь горностаю Глобби, правда, непонятно, то ли из сочувствия, то ли только ради того, чтобы выведать у него информацию про Разорителей.

Крот-воитель впечатлил, но его в тексте было не много.

Несколько зацепила ежиха Трагедия, вечно произносившая театральные фразы. Но ход «герой встречает семейство ежей» был использован в «Талисмане», поэтому видится повторным.

Финальная битва под стенами аббатства достаточно эпична, но есть несколько бросающихся в глаза моментов. Выясняется, что с кротом в состоянии Кровавого Гнева можно разговаривать и даже направлять его, куда надо. Такое мне до сих пор представлялось невозможным.

Катапульта выглядит абсолютно лишней. Возможность её постройки за день кротами (кротами, Карл! Подгонка деталей и огромные копательные лапы в моём воображении как-то не сочетаются от слова совсем) сомнительная, вреда атакующим она большого не нанесла (особенно учитывая, что камни, по идее, должны были хорошо так перелетать через их головы). Просто нам показали, какая барсучиха крутая, прям новая Тимбаллисто, плюс она её сама же разломала и с дубьём кинулась на верминов. А, ну для того и строили, понятно.

Хищнота настолько тупая, что потащила огромный таран через канаву, в которой он тут же застрял.

Чтобы защитить ворота, рэдволльцы принялись кидать сверху землю и накидали такую кучу, что по ней хищники легко полезли на стену – что?! Это как накидать надо было и какая там стена была, полтора метра? И зачем было насыпать до самого верха?!

Весьма печально, когда автор позволяет себе лихо менять правила своего мира, географию, размеры объектов и прочие параметры под сиюминутные потребности сюжета.

Замечена нехилая скабрезность. Повар Сугам говорит аббатисе: «Вот, мэм, выпейте это – вам станет лучше. Не переживайте, мэм. Я останусь здесь, с вами. Я приготовлю особый маленький ужин, только для себя и для вас. Мы сядем в колокольне и разделим его. О, и ещё немного этого чудесного вина тоже!»

Что-то подобное я помню только в «Мэриел», где всех словно накрыло пубертатом, но чтобы вот так внаглую клеиться к аббатисе? Ну, Джейкс, это ты отжёг! Впрочем, попытка соблазнить аббатису устроить приватную трапезу с товарищем провалилась: остальные звери прослышали у заявили, что никуда теперь не пойдут.

Немножко раскрыта тема отношения к телам погибших хищников. Вот такая милая подробность про крота: «Хищники никогда его не беспокоили. Те немногие, кто попытался, долго не прожили. Он оставлял их тела высоко в ветвях на поживу стервятникам. По убеждению Акстеля, нельзя было пачкать добрую землю, хороня в ней всякий сброд».

Впрочем, после битвы их таки хоронят. Кстати, почему, думаете, земля в Рэдволле такая плодородная? А её удобряют хорошо…

Да, как заметил выше Сакстус, яркой особенностью книги является наличие любящих пар хищников. Это что же такое, а, Джейкс? Экую крамолу ты написал! Так недолго представить, что у них и семьи с детёнышами есть! Как тогда детям различать добро и зло? И как быть с тезисом «хороший хищник – мёртвый хищник», который нам старательно несколько раз напомнили?

Да, насчёт семей. В самом начале пленённые хищники умоляют их пожалеть, потому что у них, дескать, семьи. На это Баклер отвечает:

«Мерзкие лжецы! Если бы я поверил вам, я бы прикончил вас обоих на месте, чтобы избавить несчастных зверят от позора иметь таких отцов, как вы!»

Интересно, почему он им не поверил. Не потому ли, что с точки зрения мирных (и автора), у хищников в принципе не может быть семей, они появляются сразу с оружием из тьмы? 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
25.08.2024 в 23:21, Меланхолический Кот сказал:

Да, как заметил выше Сакстус, яркой особенностью книги является наличие любящих пар хищников. Это что же такое, а, Джейкс? Экую крамолу ты написал! Так недолго представить, что у них и семьи с детёнышами есть! Как тогда детям различать добро и зло? И как быть с тезисом «хороший хищник – мёртвый хищник», который нам старательно несколько раз напомнили?

Да, насчёт семей. В самом начале пленённые хищники умоляют их пожалеть, потому что у них, дескать, семьи. На это Баклер отвечает:

«Мерзкие лжецы! Если бы я поверил вам, я бы прикончил вас обоих на месте, чтобы избавить несчастных зверят от позора иметь таких отцов, как вы!»

Интересно, почему он им не поверил. Не потому ли, что с точки зрения мирных (и автора), у хищников в принципе не может быть семей, они появляются сразу с оружием из тьмы? 

 

 

 

Ну, справедливости ради, и в других книгах встречалось нормальное отношение хищников друг к другу. Например, в "Талисмане", Антигра явно любила своего мужа и даже сынка тупого) И Хладвига в "Острове" очень любит своих сыновей, и потеряв их, сошла с ума. Или Железноклюв - он вполне ценил своих птиц, хоть и "строил" их, конечно, как любой командир.

Изменено пользователем Аннира Лист Копье
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Аннира Лист Копье сказал:

Ну, справедливости ради, и в других книгах встречалось нормальное отношение хищников друг к другу. Например, в "Талисмане", Антигра явно любила своего мужа и даже сынка тупого) И Хладвига в "Острове" очень любит своих сыновей, и потеряв их, сошла с ума. Или Железноклюв - он вполне ценил своих птиц, хоть и "строил" их, конечно, как любой командир.

Есть такой момент, но вот наличие любящих или хотя бы привязанных друг ко другу пар среди рядовых хищников (разменных персонажей в общем-то) выглядит новой чертой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...