Перейти к публикации

Англоязычные отзывы и рецензии


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Решил создать тему для переводов англоязычных отзывов на рэдволльские книги. Много их можно найти, например, на сайте goodreads.com. Приводить буду отзывы, содержащие какой-никакой анализ, а не просто "классная/паршивая книжка". Ссылка на оригинал и имя пользователя, оставившего отзыв, прилагается. Примечания в скобках мои.

Начнём с отзывов на "Жемчуг Лутры": https://www.goodreads.com/book/show/7980.Pearls_of_Lutra

Josiah: "Кажется, Брайан Джейкс пишет из неиссякаемого источника прекрасного языка и восхитительных тем, когда берётся простая идея и разворачивается до захватывающего дух масштаба, так что она становится чем-то крайне эмоциональным и абсолютно незабываемым.

Со времён четвёртой книги серии, "Маттимео" (у нас - Поход Матиаса), мы не видели истории, действие которой происходит настолько хронологически поздно, как у "Жемчуга Лутры". Знаменитые воители Матиас и Маттимео уже отправились к вратам Тёмного Леса, но храбрый сын Маттимео Мартин жив и хранит наследие предков как новый воитель Рэдволла. Обратившись назад, к корням Рэдволла и говоря о Мартине, о котором мы до сих пор ничего не знали, Брайан предложил долгожданный сюжет, нашедший отклик у поклонников сериала. У тех из нас, кто хотел бы видеть сложную преемственность.

Император Ублаз Безумный Глаз не остановится ни перед чем, чтобы найти шесть великолепных жемчужин для своей короны. Когда он обнаружит, что они, вероятно, хранятся за воротами далёкого аббатства Рэдволл, то пошлёт смертоносную команду из крыс-пиратов и варанов, чтобы заполучит их. Когда команда захватывает в заложники аббата Дьюррала и с ним уходит на остров Ублаза, воитель Мартин и с ним ещё несколько зверей бросились в погоню, чтобы вернуть своего начальника.

Тем временем в аббатстве понимают, что за аббата требуется выкуп в виде тех самых жемчужин, но они понятия не имеют, где эти жемчужины могут находиться. Первая подсказка от покойной жительницы Рэдволла, которая была не в своём уме и спрятала жемчужины, приводит их к опасной охоте за сокровищами, которая сталкивает миролюбивых существ с большими и маленькими врагами и в полной мере проверяет их умственные способности и нестандартное мышление. Поиск шести жемчужин может оказаться единственным путём, чтобы вернуть аббата, но это сложнее, чем кажется искателям.

Силы и мотивы переплетаются в многочисленных попытках свергнуть императора Ублаза, и команда Мартина оказывается среди всего этого. Воитель Рэдволла понимает, что он должен победить в этой далёкой войне, чтобы гарантировать, что его дом останется надёжным убежищем, каким был на протяжении поколений.

Эта книга во многом отличается от того, что мы видели раньше. Поиск шести жемчужин искусно выполнен, и я ценю то, что рассказано о Мартине Втором. Я даю «Жемчугу Лутры» две с половиной звезды.

Вопрос: ты так удивительно всё расписал, и ставишь такую небольшую оценку?

Ответ: «Жемчуг Лутры» хорош, определённо лучше среднего, но, по моему мнению, он не так цепляет, как предыдущие восемь книг серии. Так что я не могу заставить себя округлить рейтинг до трёх звёзд, но он недалёк от этого».

Sierra The Book Addict: «Брайан Джейкс делает это снова. Вот человек, который знает, как сделать увлекательную, драматичную и грустную историю. Эта история фокусирует внимание на злобном императоре-психопате тропического острова, который посылает своих подручных для убийства клана выдр ради того, чтобы получить «Слёзы» – пять идеальных розовых жемчужин для своей короны.

Одинокий выживший после атаки выслеживает нечисть (vermin) ради мести, юные рэдволльцы разгадывают древние (ancients) загадки для того, чтобы найти жемчужины, несчатный аббат захвачен генералом варанов ради тех же жемчужин.

Мартин должен найти аббата, Тэнси (Пижма) должна найти жемчужины, а трагедия произойдёт тогда, когда её меньше всего ожидают. Это заставило меня расплакаться (cry)».

Jonathan: «Это одна из моих любимых книг в каноне, потому, в частности, что разные сюжетные линии (месть Грат, спасение аббата и разгадывание загадок) переплетены очень аккуратно, что позволяет избежать их излишне широкого расхождения, как в иных книгах серии.

В этой книге есть многое, что может понравиться. Так, многие из персонажей (Мартин, Звездохват, Грат и землеройки) – не юные воины, в первый раз отправившиеся в путь, но опытные ветераны. Это дало книге чувство стойкости (stable feel) и приятное отличие от историй о молодых воинах, пытающихся преодолевать трудности. Мартин, в частности, внушает уверенность. Ни в коем случае не предполагаешь, что аббат Дьюррал не будет спасён.

Звездохват явился некоторым сюрпризом. Поначалу я думал, что он окажется типичным зайцем, болтуном с огромным аппетитом. Хотя ожидание и оправдалось, это не сильно раздражает, а его щегольство (он наряжается специально для последней битвы) и безрассудная (даже для зайца) храбрость делают его чрезвычайно симпатичным. Также интересно, что, несмотря на то, что Звездохват – горный заяц, Джейкс устоял перед искушением наделить его шотландским акцентом.

Для компенсации контингента старых воинов, Джейкс включил в повествование молодых персонажей. Но, за исключением Фиалки (которая прячется), они ограничены разгадыванием загадок и не сражаются с врагами. Загадки на этот раз играют важную роль в сюжете, поскольку позволят найти жемчужины, которые необходимы для возвращения аббата (если спасательная операция провалится).

С отрицалами ситуация здесь неоднозначна. Вараны, в частности их генерал, великолепны: огромные хищники, не обременённые мозгами. Вражда между Ромской и Ласком Фрилдором занимательная, особенно когда Ромска начинает защищать аббата. Конфликт между корсарами и императором менее занимателен, но необходим для сюжета. Ублаз сам по себе – злодей среднего уровня. Его способность к гипнозу – приятная черта, как и его хитрость в целом. В отличие от иных злодеев сериала, его смерть драматична: он погибает во время дуэли с Мартином, будучи укушен змеёй. Мне только странно то, что он сосновая куница; что сосновая куница делает на тропическом острове, где не растёт ни одного дерева?

В этой книге совсем немного вещей, которые могут не понравиться. Возможно, ближе к концу вы заметите отсутствие напряжённости. Пока захваченный аббат находится в Стране Цветущих Мхов, может случится что угодно; когда же корсары уходят с ним в море, вы понимаете, что финальная разборка на острове гарантирована. Однако, это компенсируется великолепной битвой на острове (absolute cracker – здесь, видимо, что-то слэнговое).

Другой момент, на который я могу пожаловаться – это гибель Пикним, точнее, реакция на неё. Первая реакция – шок, почти истерика – кажется подлинной. Однако, персонажи оправляются от него на удивление быстро. Это их «ладно, давайте продолжим разгадывать загадки» кажется весьма похвальным, но не искренним отношением. Длительная скорбь была бы более естественна, но, с другой стороны, она исказила бы хронологию событий и сделала бы книгу длиннее. (Вот, кстати говоря, подмечена одна из странных особенностей рэдволльской морали – отсутствие стойкой и длительной памяти о мёртвых и вообще ограждение рядовых персонажей от темы смерти. Может, автор всерьёз считал, что детям не следует видеть смерть и думать о ней?)

В целом, это очень хорошая детская книга, хорошо написанная и умело затрагивающая такие сложные темы, как смерть, горе и месть».

John: «Мне бы понравилась история о Грат Длинной Стреле, главном персонаже, который был представлен в начале книги, но о котором быстро забыли. Также мне бы понравилась история про то, как рэдволльцы разгадывали загадки для важной цели, вместо того, чтобы они натыкались на ответы по чистой случайности, а затем выкинули свою находку в море. Все тут были дурачками, даже хорошие персонажи. Почему все были дурачками? Эта книга могла бы быть лучше, но нет».

Piepie | The Napping Bibliophile: «Это одна из лучших рэдволльских книг из тех, что я читал. Мне понравилось читать о квесте, который Фермальда оставила для Пижмы, Ролло, Пикним, Сраклин, Арвена и других. Было приятно читать о дружбе между Грат – стремящейся отомстить выдрой – и Инбаром – другой выдрой, не знающим войны. Я надеюсь, Грат обрела покой после того, как с Инбаром вернулась в его холт. И. конечно, мне дорога Ромска – тем, как смягчилось её сердце и тем, что перед смертью она стала другом аббата Дьюррала.

Я был несколько удивлён финалом на Сампетре. Почему Мартин и прочие не убили всех, кто там был? (Эээ? Читатель хотел бы, чтобы так было? Или рассуждает с точки зрения логики «положилов»? Надеюсь, что второе). Безумный Глаз был мёртв, его тело охраняла змея. Но злодеи остались на острове с пустыми тавернами, без дерева для постройки кораблей, и в результате должна была бы начаться борьба за лидерство. Я полагаю, это подходящий конец. Вероятно, это не рэдволльский стиль – убивать всех, когда лидер злой стороны убит.

В целом, это очень хорошая история из Аббатства. Я оценил то, что Пижма была очень человечной по своим качествам, стремлению быть взрослой и уверенной. Она чувствовала горе, но, ведомая духом Мартина Воителя, она набиралась мудрости и лидерских качеств. Наконец, и она, и Краклин были вознаграждены: Пижма надела мантию настоятеля, а Краклин стала летописцем.

Я всегда люблю страницы, посвящённые Аббатству. Наверное, был бы я персонажем книги, то стал бы летописцем. Я думаю, выдры – мои любимчики, но Джейкс проделал великолепную работу по созданию образа каждого персонажа – как друга, так и врага».

James: «Безусловно, это моя наименее любимая книга о Рэдволле. Не понимаю, как она тут получила 4 балла в среднем. Начало здесь сильное, но оно быстро идёт под откос. Сюжет разделён между сражающимися друг с другом пиратами, спасательной миссией и рэдволльцами, ищущими жемчуг. Ни одна из линий, на самом деле, ни к чему полезному (useful) не приводит. Охота за жемчугом невероятно скучна, и персонажи, по сути, случайно прокладывают путь, разгадывая бесполезные загадки только для того, чтобы выбросить находку в океан, а не отдать законному владельцу. Ублаз и его противник в течение книги пытаются перехитрить друг друга лишь для того, чтобы погибнуть разочаровывающим образом отдельно друг от друга. Грат Длинная Стрела должна была стать звездой этой книги, но о ней, по сути, забыли, и она осталась второстепенным персонажем. В этой книге отразились все худшие привычки (habits), которых придерживался Джейкс, и они сохранялись как можно дольше. Я намерен читать сериал дальше, но это наверняка была самая неудачная его часть».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меланхолический Кот

Отличная идея, правда я бы выделил имена авторов рецензий еще и жирным шрифтом, а то они сливаются с остальным текстом, несмотря на курсив.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Greedy

Ну да, я пользовался электронным переводом, а это что-то плохое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меланхолический Кот

ля вздох... когда надо объяснять простейшую иронию

если кто захочет почитать англоязычные рецензии, то они их сами найдут и переведут встроенным машинным переводом браузера. создание темы я нахожу бессмысленным. хотя вон там судя по карме нравится кому-то, мб понадобится кому, кто не умеет пользоваться гуглом (привет, брагун!)

и да, машинный перевод тут такой себе, что ты использовал для перевода? и корректировал ли?

ну или хотя бы читал?

11 часов назад, Меланхолический Кот сказал:

Сраклин

мля))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Greedy сказал:

если кто захочет почитать англоязычные рецензии, то они их сами найдут и переведут встроенным машинным переводом браузера

Всё таки это несколько разные вещи - когда материал просто где-то есть и его можно найти и посмотреть, и когда его кто-то отбирает, переводит и приносит на форум.

 

1 час назад, Greedy сказал:

машинный перевод тут такой себе, что ты использовал для перевода? и корректировал ли?

Да, вышло довольно коряво, хотя и читал. Поторопился. Впредь буду аккуратнее. Яндекс браузер использовал, если что.

 

1 час назад, Greedy сказал:

Сраклин

М-да, неудобно получилось, обидел белочку и читателей

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Меланхолический Кот сказал:

Всё таки это несколько разные вещи - когда материал просто где-то есть и его можно найти и посмотреть, и когда его кто-то отбирает, переводит и приносит на форум.

one's man trash is another man's treasure, чо еще сказать

8 минут назад, Меланхолический Кот сказал:

Яндекс браузер использовал

На

https://translate.google.com/?sl=en&tl=ru&op=translate

https://www.deepl.com/en/translator

12 минут назад, Меланхолический Кот сказал:

Да, вышло довольно коряво, хотя и читал. Поторопился. Впредь буду аккуратнее

Хорошо, спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Учитывая пожелания и замечания форумчан, вот несколько сочных комментариев к «Трисс» https://www.goodreads.com/book/show/8001.Triss

Wing Kee: «Мир: ворлдбилдинг, как всегда, великолепен. Джейкс – мастер рисовать словами живые и яркие картины. Та часть мира, что предстаёт перед нами на этот раз – Север и рабы – не слишком отличается от остальной вселенной, так что это приятное начало. Читать книги о Рэдволле – это как возвращаться домой, когда ты знаешь, что мама жарит цыплёнка на ужин, а папа копается в гараже. Всё, как всегда, привычно и знакомо.

История: здесь именно тот сюжет, какой вы ждёте в книге Джейкса. Здесь есть и приключения, и борьба добра со злом, причём граница между ними проведена очень чётко. В «Трисс» мы видим знакомые тропы и клише: крысы всегда злые, зайцы всегда прожорливые, а кроты всегда говорят на том наречии, которое придумал Джейкс. Если вас устраивают сложившиеся стереотипы сериала, то эта книга – для вас. Она не привносит ничего нового и не раздвигает привычных границ. Благодаря сюжетной линии с рабами и главной героине женского пола история приобрела немного новый вкус, но это тот же старый добрый Рэдволл. Критики скажут, что тут имеет место упрощённый и предвзятый взгляд на мир, но, послушайте, это же детская книга! Я вырос на ней и люблю её, какая она есть.

Персонажи: Трисс – забавный персонаж, она относится к тому же «героическому» архетипу, что и прочие рэдволльские персонажи. Здесь есть мудрая мышь, своенравный барсук, прожорливый заяц; лишь новые имена героев и небольшая корректировка их характеров придают книге новизны.

Да, «Трисс» – старая добрая рэдволльская книга, и если вы любите весь сериал, то и её вы полюбите. Ну, а если нет, то она вашего мнения не поменяет».

Tom: «Я читал сериал в детстве и теперь перечитываю его не по порядку (ну, как всегда). Пожалуй, с тех времён я позабыл, насколько эти книги шаблонны. «Трисс» очень похожа на другие книги Джейкса: тут опять всякие банды из зверей, борьба добра со злом, бесконечная еда, путешествия, битвы. Читать всё это было несколько утомительно, ну а заяц Скарум реально раздражал. Честно говоря, я бы столкнул его за борт или подсыпал яд ему в жратву, но всё-таки у нас детская книга.

Вот ещё вопрос, которым я всегда задавался: а как Джейкс представлял себе разницу между животными? Они описаны так, как будто все – одинаковые по размеру. Но в реальности прыжок выдры в лодку, полную землероек, обернулся бы чем-то, подобным массовой гибели леммингов. Впрочем, я, кажется, придираюсь.

Цвет обложки – туманно-лавандовый, и мне нравятся иллюстрации, хотя они несколько повторяющиеся и предсказуемые. Похоже, прочие рецензенты ощущали то же самое. Да, и ещё странно то, что хотя книга называется «Трисс» в честь белки-фехтовальщицы, она играет лишь второстепенную роль в сюжете. Её линия воспринимается скорее, как введение или предыстория».

Sha: «Хмм… Знаете, я много лет хотел прочитать «Трисс». Теперь я наконец-то сделал это и задаюсь вопросом, почему именно эта книга меня заинтересовала. Наверное, вина в этом лежит на самой Трисс, которую нам продавали (тут уместно это слово?) как первую женщину-воина Рэдволла. Прочие книги я читал в тот период своей жизни, когда меня интересовало и вызывало радость любое женское существо.

Кто не в курсе: «Рэдволл» – это книжный сериал о милых (cutesy) животных с мечами и пращами, которые отбиваются от менее милых животных с рапирами и сильным акцентом. Тут есть такие виды, которые всегда являются положительными персонажами, и такие, которые, наоборот, всегда являются отрицательными. (Возможно, мне надо перечитать «Изгнанника», чтобы найти одно вероятное исключение (интересно, он разочаровался? – пер.)). Хорошие парни всегда храбры, плохие – трусливы. Рэдволльские книги не замалчивают тему смерти – в каждой книге погибают важные персонажи, но моральных нюансов тут не так много.

В этих книгах можно найти немело примеров ворлдбилдинга – у разных видов есть собственные структуры, культурные особенности и (тяжкий вздох) диалекты. Возможно, этих диалектов тут многовато, но надо понимать, что книга предназначена для детей, а им могут понравиться забавные акценты. Когда я впервые прочитал одну из этих книг, то заделался поклонником языка кротов и теперь дико удивляюсь, почему.

Но это всё касается сериала в целом, а не конкретно этой книги. «Трисс» сама по себе неплохая книга (рэдволльские книги вообще весьма занимательны, и чтение каждой в первый раз – это такой опыт, который не стоит упускать), но она меркнет в сравнении с прочими, по которым я чувствую ностальгию. Где армии под предводительством барсуков? Где герои, безнадёжно уступающие в численности хищным полчищам паразитов? Где осада? (Нет, не ничтожное нападение кучки пиратов. Когда я говорю об осаде, то имею ввиду то, что было описано в «Войне с Котиром»). Когда я берусь за книгу о Рэдволле, то бормочу: «пожалуйста, пусть тут будет осада», но «Трисс» не услышала моей мольбы.

В рэдволльских книгах обычно есть несколько сюжетных линий, и это неплохо. Но мне кажется, в случае «Трисс» есть проблема с эмоциональной связью читателя с любым из персонажей. Обычно я хоть немного вовлекался в сюжет, но здесь каждый хороший парень был клоном другого хорошего парня, а каждый плохой парень был клоном другого плохого парня. Думаю, дело не в переплетении сюжетных линий, но вот главы о Рэдволле смотрелись чужеродно. Несмотря даже на то, что в этой книге были мои любимые злодеи (гадюки) и любимые герои (две молчаливые птицы).

Трисс заделалась воином 80 уровня (80% mark), и в этом сбылись худшие предчувствия. Меня не убеждает это «конечно, ты тот, кому я могу довериться» от компании единомышленников. Рэдволл никогда не углублялся в нюансы взаимоотношений «плохих» и «хороших» видов, но обычно есть хотя бы какое-то взаимодействие (non-zero interaction) или кризис, сглаживающие ситуацию? Хех. Наверное, это опять очки ностальгии. (Я не очень понял мысль читателя, кажется, речь о том, что рэдволльцы очень быстро и без вопросов приняли Трисс, поверили её россказням и признали её воином – пер.)

И, да-да, когда я был молод, то не замечал отсылок к расовой дискриминации. Теперь-то я больше знаю о таких вещах и, хотя и не обвиняю Брайана Джейкса в расизме, но возможные выводы из его книг вызывают у меня некоторое отвращение.

Мне кажется, сюжет этой книги менее продуман в сравнении с прочими. Каким это образом у персонажей, застигнутых врасплох змеями, хватило времени и сил записать нужные загадки? Было совершенно ясно, что они – тупые, как бочка, паразиты. Я понимаю, если бы просто какой-нибудь сбежавший тип придумал загадки для своих детей, но то, что было найдено в Брокхолле… В этом не было никакого смысла. К тому же, злодеи – за исключением гадюк и того охотника (tracker) – были невероятно неэффективны. Всю книгу жители Страны Цветущих Мхов просто издевались над ними.

Да, это субъективный взгляд, но мне хочется сказать: что это был за «ежиный рай» и «любовь с первого взгляда»? Почему мы должны читать про все эти проделки диббунов или пир в разгар битвы – да, мне нравится жанр чёрной комедии, но это уже получаются две разные книги. Почему у всех, кто не мышь, выдра или белка Трисс, тут какой-то акцент или нервный тик? Почему мы так и не увидели битвы змей с немыми птицами? Если эти змеи не умеют контролировать чужой разум (что вообще-то нормально для книг о Рэдволле, но, видно, не для «Трисс»), почему тогда эти двое рэдволльцев лгали в начале книги?

Честно говоря, мне кажется, Джейкс писал эту книгу так, как раскрашивают картинки по номерам. Он как будто составил список тех сюжетных поворотов, которые делают «Рэдволл» привлекательным, и на его основе попытался сшить лоскутное одеяло. Но при этом он игнорировал такие вещи, как структуру книги, её целостность или проработку персонажей. Кажется, мне стоит перечитать «Войну с Котиром», «Поход Матиаса» или «Легенду о Луке», чтобы понять, не мешают ли их восприятию очки ностальгии.

P.S.: Меня очень беспокоило, что «ежиный рай» мог подвергнуться нападению, и я очень рад, что этого не произошло. Но, прочитав книгу, я испытываю странное чувство, что лучше бы это случилось. Знаете, меня напрягает это чувство типа «я бы хотел, чтобы произошло то, чего я очень не хотел бы» или что-то в этом роде.

P.P.S.: Я не поклонник писем в рэдволльском стиле, но тут две последние главы были лучшей частью книги. В них произошло больше, чем во всём остальном тексте, и, пожалуй, истории стоило начаться как раз с того момента, когда Трисс получила меч, и двигаться дальше уже от него.

Ben Stoddard: Определённо, это не лучшая работа мистера Джейкса, но почитать интересно. Я не ощутил эмоциональной связи с большинством персонажей. Их тут очень много, а страниц и времени, чтобы такую связь установить, маловато. Связь Трисс с духом Мартина-воителя смотрелась так же, как и прочее в книге – как будто она была искусственно втиснута в историю. Думается, в книге должно было быть дополнительно ещё 200 страниц или около того, чтобы в достаточной мене описать всех персонажей и сюжетные линии, задуманные Джейксом.

Финал кажется очень простым и поспешным. Смерть положительного персонажа не создаёт ощущения драматичности. Через три страницы его друзья смеются и шутят, как будто позабыв о трагедии. Отрицалы погибают так быстро и без какой-либо борьбы, что это вызывает ощущение постоянного недовольства. Эпилог запихивает в 20 страниц то, что должно было бы занять ещё сотню. То, что вызывает наибольший интерес, отправляется под ковёр и заменяется рассказом из вторых рук о завершивших историю событиях. А неожиданный роман, втиснутый в последние семь страниц книги, надуман до неправдоподобности. Последние сто страниц книги мне было интересно, свяжет ли Джейкс все линии воедино и будет ли это выглядеть убедительно. Как учитель старшей школы (high school), я ставлю книге твёрдую четвёрку, но конец оказался таким тусклым и поспешным, что мог бы опустить оценку до тройки.

Весьма огорчает то, что в начале книги видишь стандартный набор приключений, которые на самом деле ничего не дают истории в целом. Это и акула, пойманная Скарумом, и песчаные ящерицы, и Остров Мира, и белки с сосновыми шишками. Все эти штуки довольно симпатичны и атмосферны, но из них ничего не вышло, они лишь заняли объём. Думаю, было бы лучше в большей степени связать кульминацию именно с Рифтгардом и темой освобождения рабов. Трёхглавая змея была классной идеей, но она так поздно появилась в истории, что не получила должного развития. К тому же, её не окружала никакая пугающая мистика, как Асмодея из первой книги. Тут столько вещей, лишь отвлекающих от основного сюжета, что в итоге получилась поспешная и фрагментированная история с оеломляющими сюжетными дырами.   

В конце концов, «Трисс» — это неплохое возвращение в привычный рэдволльский мир, но всё же это не лучшая из работ мистера Джейкса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно почитать мнение зарубежных товарищей по фэндому. Хотя на мой взгляд, оно несколько поверхностное - просто общее впечатление от книги, без анализа персонажей, сюжета, и т.д.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

03.02.2023 в 19:39, ОКО 75 сказал:

просто общее впечатление от книги, без анализа персонажей, сюжета, и т.д.

Да, поскольку книги всё-таки имеют репутацию в основном "детских" или "подростковых", найти о них что-то глубоко-литературоведческое затруднительно. Впрочем, есть ещё отзывы в прессе и вообще немало чего, так что посмотрим)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

https://www.nytimes.com/1987/08/23/books/children-s-books-313187.html

Посвящённая «Воину Рэдволла» статья в «Нью-Йорк Таймс» от 23 августа 1987 года авторства Селмы Лейн (Selma Lane) – журналистки, специализировавшейся на детской литературе.

«Про добро может быть скучно читать – если, конечно, ему не угрожает страшное зло, и ему не удастся одержать победу. Вот в общих чертах та история, которую Брайан Джейкс раскрывает в своей первой книге, которая должна стать второй в запланированной трилогии. (М-да… трилогии…)

Рэдволл – это средневековое аббатство, принадлежащее древнему ордену миролюбивых мышей, «глубокоуважаемому и в высшей степени респектабельному обществу», по словам достопочтенного аббата Мортимера. «Даже хищники не нападают на мышей нашего Ордена. Они знают, что это те, кто вылечит и поможет». (Да… И куда потом всё делось…)

Эта похвальная добродетель кажется обречённой, когда ужасная одноглазая крыса Клуни Хлыст появляется за стенами аббатства и клянётся присвоить себе рэдволльские сады, поля и набитые кладовые. В чередующихся между собой главах мы наблюдаем то за делами добрых мышей, то за планами и кажущейся непобедимой стратегией злодея Клуни и его крысиной армии. Чередование между положительными и отрицательными персонажами служит двум целям.

Во-первых, это усиливает напряжённость повествования, поскольку мистер Джейкс прерывает каждую главу в кульминационной точке, и на протяжении следующей никакого решения не видно. Ну а во-вторых, таким путём читателя вынуждают сравнить оба описываемых сообщества. В то время как власть Клуни основана на вероломстве и терроре – даже в отношении его собственных офицеров, носящих такие имена, как Темнокогть, Черноклык, Рваноух и Шелудивый – мыши, воспитанные в традициях милосердия, превосходно помогают друг другу. Они следуют нормам своего общества, в стиле «Жизнь у рыбы серебристой мы отнять решились, право, лишь затем, чтобы угощенье было всем гостям по нраву». Клуни, напротив, бессмысленно уничтожает всё на своём пути. «Разгромить их жилища! – кричит он. – Если откажутся подчиниться мне, убейте их немедленно!» Даже те дети, что любят военные игры типа «пиф-паф-ты-умер», не станут сочувствовать этому мерзавцу и его подельникам. (Когда знаком с форумом и его жителями, в этом месте хочется, как минимум, усмехнуться).

Повествованию о Рэдволле не хватает той привлекательности для широкой аудитории, что отличает «Обитателей холмов», поскольку мистер Джейкс сознательно избегает всяческих сложностей, неясностей и «серой морали». Его книга направлена на то, чтобы привлечь внимание юных читателей и слушателей. Автор сплёл энергичную, хотя и несколько простодушную фантазию на освежающе старомодную тему борьбы добра со злом. Рэдволл вызывает доверие и располагает к себе, так что в него, несомненно, с радостью вернутся многие юные читатели».    

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Меланхолический Кот сказал:

Даже те дети, что любят военные игры типа «пиф-паф-ты-умер», не станут сочувствовать этому мерзавцу и его подельникам. (Когда знаком с форумом и его жителями, в этом месте хочется, как минимум, усмехнуться).

Пожалуй выскажу крамольную мысль, но большинство Рэдволльских злодеев и вправду не вызывают сочувствия... Хотя нет, "сочувствие" не совсем верное слово. Скажу так - за ними нет своей  хищнической правды, которая бы противопоставлялась правде положительных героев и была бы ей равнозначна. Им не желаешь победы, потому что в подавляющем большинстве случаев она не несет с собой ничего положительного. Что было бы если бы Клуни удалось завоевать Рэдволл? Да ничего хорошего. Исключения из этого правила есть, но их мало в масштабах серии и они, в конечном счете сводятся к одному и тому же финалу. 

И здесь мы сталкиваемся с вышеуказанным парадоксом. Потому что у Джейкса наблюдается  существенный перекос - он максимально возвышает положительных персонажей, и максимально принижает отрицательных. В результате ты читаешь и думаешь: "Да когда же уже хищники смогут хоть что-то противопоставить лесным жителям и Рэдволлу?" Я не сочувствовал Клуни, не разделял его целей и взглядов - но он запомнился мне именно за счет того, что был серьезной угрозой, злодеем которого не стыдно победить. А таких в серии к сожалению мало. Для меня такими были: Хлыст, Транн, Фераго, Урган Нагру, в меньшей степени Ублаз, Дамуг и Белолисы. И еще меньше тех, чьи характеры и мотивы предусматривают иной путь, помимо каноничного, что вероятно у Джейкса получилось случайно.

Изменено пользователем ОКО 75
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меланхолический Кот

Вот это уже клевый контент, спасибо.

14 часов назад, Меланхолический Кот сказал:

не станут сочувствовать этому мерзавцу и его подельникам. (Когда знаком с форумом и его жителями, в этом месте хочется, как минимум, усмехнуться)

Имхо, почему отрицалы клевые:

- В отрицалах мустелиды, лисички и кошечки, а они мимими, в отличие от всяких сраных кротов и мышей.

- У них есть хоть какая-то цель, они проактивны и двигают сюжет. Добряшики просто реагируют на их действия: отражают вторжение, решают загадки чтобы победить верминов и так далее. Если бы не нечисть, то и кина бы не было, а основная цель среднего редволльца - дотащить свою задницу до столовки.

- В их сообществах есть интрига и внутренний конфликт. Заговоры, шпионаж и такое вот. У ненечисти все всегда шоколадно, а конфликт решается песенкой или попойкой.

- Они всегда проигрывают, а за андердогов прикольно и болеть, и думать "как бы они победили". 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Greedy сказал:

 

Имхо, почему отрицалы клевые:

- В отрицалах мустелиды, лисички и кошечки, а они мимими, в отличие от всяких сраных кротов и мышей.

- У них есть хоть какая-то цель, они проактивны и двигают сюжет. Добряшики просто реагируют на их действия: отражают вторжение, решают загадки чтобы победить верминов и так далее. Если бы не нечисть, то и кина бы не было, а основная цель среднего редволльца - дотащить свою задницу до столовки.

- В их сообществах есть интрига и внутренний конфликт. Заговоры, шпионаж и такое вот. У ненечисти все всегда шоколадно, а конфликт решается песенкой или попойкой.

- Они всегда проигрывают, а за андердогов прикольно и болеть, и думать "как бы они победили". 

 

Ни добавить, ни убавить.) Хотя что касается мыслей по поводу того, что было бы если бы хищники победили, напрашивается только один вывод: все было бы фигово, потому что... ну потому что такие вот они все из себя злодеи. Им непременно нужно все разорить, разграбить всех поубивать... а дальше хоть трава не расти. Поэтому когда у главного гада есть иные стремления, кроме как всех захватить/поработить он выгодно отличается от своих собратьев по серии.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Похоже, автор так стремился сделать жизнь внутри красных стен мирной, доброй и вообще "хорошей", что сделал её в результате уныло-дистиллированной. Там нет никакой философии, религии, идеологии, ценности которых можно было бы защищать и нести в окружающее пространство. Тема Ордена, рассылающего по всей Mossflower своих бескорыстных целителей, была даже не слита - она просто испарилась. Главным смыслом, ценностью и символом "Обители мира и покоя" осталась наша "любимая" Большая Жратва. Плюс ещё развлечения типа "весёлых стартов" - пробежались по стенке, приз - ещё одна жратва.

И если детям/подросткам показать, с одной стороны, эту обывательскую обжорную идиллию, а с другой - злодеев, где приключения, интриги, серьёзный риск, борьба, могучие вожди с сильными характерами, то кому они будут сочувствовать? И пофиг, на самом деле, на то, что творят злодейства, убивают и разрушают (это ирония, если что). В общем, я сделал вывод, что эти книги надо читать не тогда, когда формируются моральные устои, а тогда, когда они уже есть, и читатель способен с критической иронией отнестись к задумке автора и её реализации.

Самое интересное, вероятно, автор о чём-то догадывался. Потому что в конце "Тагеранга" есть такой пассаж: "Конечно, были и вопросы. Многих малышей интересовало, зачем Рукки Гарж удалила с Тагеранга раскраску стаи и родинку отметину. Я ответила, что так Дейне спокойнее жить, не вспоминая о своем прошлом. Но малышей такой ответ не удовлетворил. Уж очень им нравится лихое имя Тагеранг, жизнь, полная опасностей, и возможность побегать вокруг, пугая зверей своей раскрашенной мордой". Ха. Вполне вероятно, это стало следствием реального общения автора с юными читателями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 часа назад, ОКО 75 сказал:

Хотя что касается мыслей по поводу того, что было бы если бы хищники победили, напрашивается только один вывод: все было бы фигово, потому что... ну потому что такие вот они все из себя злодеи. Им непременно нужно все разорить, разграбить всех поубивать... а дальше хоть трава не расти. Поэтому когда у главного гада есть иные стремления, кроме как всех захватить/поработить он выгодно отличается от своих собратьев по серии.

Верно, по меньшей мере если не приписывать им еще какие-то хэдканонные цели и амбиции.
Относительно адекватные и интересные в своих желаниях по канону: 
- Клуни. Он хочет захватить крепость и править, довольно примитивно, но по меньшей мере он действительно прилагал усилия и строил хорошие планы.
- Вердога с его системой дани для лесной челяди 
- Слэгар с его планами на то, чтобы стать протеже а затем и заменить Малькарисса. Кстати, было бы очень интересно почитать про его и Надаза противостояние в альтернативной вселенной. Горстку из положительных героев очень логично и ожидаемо полчища крыс все равно пустили бы на фарш, добавь автор грамм логики.
- Бадранг с его простым планом “построить крепость и княжить на побережье на пенсии”. Nuff said, дали бы ему время, стал бы вторым Вердогой. 
- Риггу Фелис, который по праву завоевателя неплохо так пожил на бесплатном труде выдр-рабов. 
Остальные делятся на 3 типа:
- Я ХАЧУ КРАСИВЫЯ ЦАЦКИ (Габул, Фераго, Ублаз, Белолисы с их квестом на гобелен, Курда с квестом за короной, Корвус)
- Я ЗОХВАТИЛ ДОМЕК И ХАЧУ В НЕМ СИДЕТ НО НЕ МАГУ УДЕРЖАТ (Урган, Транн)
- Я ПРОСТА ХАЧУ ГРАбеТЬ УБеВАт (литералли все остальные)

Но эй, это хотя бы какие-то цели, окромя целей мирнюков на "ну пожрать бы ништяк".

21 час назад, Меланхолический Кот сказал:

Тема Ордена, рассылающего по всей Mossflower своих бескорыстных целителей, была даже не слита - она просто испарилась

Вот да, жалко, что такую идею пролюбили. Было бы интересно следить именно за таким вариантом победы добра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Greedy сказал:

Было бы интересно следить именно за таким вариантом победы добра.

Мне подумалось, что ведь (по крайней мере, в тех книгах, что я читал) все персонажи, связанные с медициной, либо прямо отрицательные, либо крайне неприятные. Села и Фортуната - отрицалы, причём в лапах второй медицина - средство для убийства. Смотрительницы лазарета Цецилия из Жемчуга и Алканет из Талисмана выведены подчёркнуто отталкивающе, они недружелюбны, сердиты, их все боятся. Лечение у них - это наказание для диббунов. Наконец, выдра-знахарка Рукки Гарж из Талисмана тоже из себя представляет нечто мрачное. Она имеет дело исключительно с выдрами (то есть какой-то уже расизм в квадрате), знается с потусторонним миром (которого как бы в сеттинге нет, но он есть) и помешана на сверкающих побрякушках. Может, у автора был какой-то зуб на врачевателей, что ли...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

08.02.2023 в 19:29, Меланхолический Кот сказал:

Главным смыслом, ценностью и символом "Обители мира и покоя" осталась наша "любимая" Большая Жратва. Плюс ещё развлечения типа "весёлых стартов" - пробежались по стенке, приз - ещё одна жратва.

Тут сам самой напрашивается хедканон, что в сцм до появления Редволла был постоянный голод по какой-то причине, или что везде за его стенами жители хвосты без соли доедают, поэтому в аббатстве образовался культ еды и едой жители отвечают на все вопросы, по старой памяти или потому, что в местности она является огромной ценностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меланхолический Кот

Плохо подумалось, наверное. Сестра Мэй, Бром, желавший стать целителем, травник Симеон, Валери Валериана были отнюдь не мерзкими персонажами.

Перси

Знаешь что? С человечеством такое уже случалось.

Так что для Рэдволльского мира тоже может быть вполне неплохим хэдом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Похоже, заграницей «Рэдволл» известен и имеет влияние в большей степени, чем у нас – если судить по количеству иностранных отзывов и рецензий, которые выдаёт гугл. Есть даже рассказы о том, что эти книги значили в чьей-то жизни. Один из них – эссе писателя из Лос-Анджелеса Даниэля Хосе Руиса «Барсуки в доспехах».

Оригинал – https://lareviewofbooks.org/article/badgers-in-platemail-on-brian-jacquess-redwall-series/

 

Я хорошо помню свою первую книгу. Нет, не ту книгу, которую читала мне мама или бабушка с дедушкой, и не ту, что досталась от старшего брата, когда он небрежно отбросил её. Это была именно моя книга, потому что я сам взял её в школьной библиотеке. Это была одна из книг сериала «Рэдволл» Брайана Джейкса, а на её обложке красовалась мышь с мечом. В период от семи до тринадцати лет я прочитал все книги этого сериала. Насколько помню, это были первые книги, которые я покупал себе сам.

Я люблю фэнтези, и нет сомнения, что главная причина этого как раз в «Рэдволле». Мои вкусы разнообразны, но мне больше нравится «приземлённое» фэнтези, без эпичности и метафизических нагромождений Толкиена и Ле Гуин. «Рэдволл» стоит ниже них в этом смысле, и не только потому, что его герои являются антропоморфными животными – зайцами (автор пишет rabbits, ха), ласками и прочими – но и потому, что его мир совсем небольшой. Добро и зло тут не абстрактные силы, борющиеся друг с другом, как в манихейской религии, но проявляются в действиях и поведении конкретных героев.

«Рэдволл» здорово позволяет тебе представить происходящее и включиться в него. И это было важно для меня, маленького «латиноса», который не очень-то много находил образцов для поведения в художественной литературе. Звучит иронично, но книги Джейкса, в которых описывались звери, а не реальные народы, открыли мне мир, в котором я не чувствовал себя чужим. Пожалуй, эти книги предлагали слишком «британский» взгляд на средневековье, но в то время я не задумывался об этом. Однако я ощутил некоторое родство с барсуками. Они описывались огромными, сильными, несколько упрямыми и с норовом, но в то же время они были положительными героями. Казалось, «Рэдволл» говорил мне: «Ты можешь быть хорошим парнем, хоть ты и слишком крупный для своего возраста, упрямый и непостоянный». Итак, я увидел себя в книге, вошёл в её сюжет и не чувствовал себя незваным гостем.

Будучи воспитан матерью – рок-звездой, я был счастлив увидеть, что в книгах о Рэдволле женщины действуют наравне с мужчинами. Это стёрло в моём сознании разницу между «книжками для мальчиков» и «книжками для девочек». Я понял, что девочки могут быть воинами, а мальчики – целителями. В результате та типичная «мачо» риторика, которая меня окружала, не оказала на меня такого влияния, как на сверстников. Думаю, мальчикам стоит читать истории о девочках, чтобы понять, что они им не враги или какие-то противоположные существа.

Всё это не означает, конечно, что серия лишена недостатков. Периодически в ней видна та мысль из эпохи колониализма, что характер героя определяется его происхождением. Крысы, рептилии и прочие «паразиты», к которым отнесено большинство хищников – отрицательные персонажи, в то время как мыши, зайцы, барсуки – положительные. Такая кастовая система приводит к тому, что ты можешь отличить плохого парня от хорошего прямо по его видовой принадлежности, хотя некоторые персонажи и поступают несоответственно ей.

Всю свою жизнь, и особенно в молодости, я был связан своей идентичностью, и «Рэдволл» мало дал мне в плане освобождения от неё, от той ограниченности в выборе, кем быть. В лучшем случае, я ассоциировал себя с барсуками – они, быть может, были чересчур злобными, но всё же находились на светлой стороне. В худшем – мне приходилось как-то примирять то, каким меня хотел видеть окружающий мир, с тем, чем я сам хотел бы быть. Даже один из моих детских друзей сказал мне, что я не могу быть барсуком, ведь они хорошие, а из разговоров родителей и из телевидения он уже успел сделать вывод, что мексиканцы хорошими не бывают. Я чувствовал, что мир искусно подгоняет меня под отведённую мне роль, но «Рэдволл» сделал этот процесс вполне естественным.

Хотя сериал пытался преподносить моральные уроки, они были слишком чёрно-белыми и не могли помочь мне, юному читателю, ориентироваться в «сером» мире. В этих историях всё просто: хищники пытаются захватить Рэдволл, мыши стремятся не дать им это сделать. Однако в книгах никогда не ставился вопрос – а почему хищники вынуждены воровать? Только так они и могут выжить? Почему аббатство не может придумать способ обеспечить пропитанием всех? Тут мы не видим никакой попытки понять другую сторону.

Вы можете прочитать «Рэдволл» как марксист и увидеть в нём образ буржуазных общественных отношений. Мыши, зайцы и барсуки окажутся метафорой правящего класса, а хищники – вырождающегося пролетариата. Однако в реальном мире немногие люди делаются бандитами, если только их не вынуждает ситуация (спорный тезис). Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы аббатство попыталось установить с хищниками взаимовыгодное соглашение, в отличие от частных дел милосердия, которые не могли решить системных проблем. Я не помню, чтобы хоть кто-то размышлял, как хищникам прокормить своих детей. Может, и не стоит ожидать глубоких социально-политических вопросов в детских книгах, но полное их отсутствие влияет на то, удастся ли юным читателям освоиться в мире.

С формальной точки зрения, рэдволльские книги – это что-то вроде удобных формочек для печенья. Итак, у нас есть некий юный герой, повод действовать, немного проблем, задачи и, наконец, битва, которая станет завершением всего этого. Брайан Джейкс никогда не отваживался отходить от проторенных сюжетных ходов. С точки зрения того, чтобы помочь начинающему писателю овладеть его ремеслом, этот сериал вряд ли предлагает такую уж универсальную модель. Впрочем, а нужно ли это? Авторы детских книг не обязаны учить своих читателей тому, как им самим писать новые книги. В любом случае, я могу оглянуться на «Рэдволл» с высоты собственного опыта и увидеть, что не стоит повторять.

Но, несмотря на все недостатки, «Рэдволл» стал моей первой книжной серией, и я люблю его до сих пор. У меня есть маленький сын, и, хотя он уже стал в некотором смысле читателем (если только имеет значение жевание и разбрасывание книг), мне интересно, какие книги он выберет, когда научится читать сам. Роясь в моих книжных полках, найдёт ли он книгу с держащей меч мышью на обложке и полюбит ли её? Или сразу перейдёт к Толкиену? Броситься ли к книгам по искусству моей жены или о спорте – моего брата? Возненавидит ли чтение и просто захочет строить что-нибудь? Не знаю, но надеюсь, что, как и я в детстве, он найдёт свой любимый сериал.

Интересно, что, рассуждая с марксистской точки зрения, автор увидел в рэдволльских положительных героях образ буржуазии. Уж скорее, красностенное аббатство похоже на некую утопию – только для своих, конечно. Его жители словно перепрыгнули в коммунизм сразу из смеси общинного строя, рабовладения и феодализма, минуя капитализм. Ну, или же мы видим альтернативную историю, в которой победил не «научный коммунизм», а ранние проекты вроде «Утопии» или «Города солнца».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Я нашёл нечто интересное. Существуют целые научные труды, посвящённые "Рэдволлу", в частности - диссертация (these) авторства Мэри Блэймейстер, которая называется "От странника к воину: путь Мартина к святости в "Рэдволле" Брайана Джейкса". Она написана в университете Южной Джорджии в 2019 году. Я решил её перевести и сейчас выкладываю введение. С оригиналом можно познакомиться тут: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3057&context=etd

Диссертация по Рэдволлу.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
19.06.2023 в 00:17, Меланхолический Кот сказал:

Я нашёл нечто интересное. Существуют целые научные труды, посвящённые "Рэдволлу", в частности - диссертация (these) авторства Мэри Блэймейстер, которая называется "От странника к воину: путь Мартина к святости в "Рэдволле" Брайана Джейкса". Она написана в университете Южной Джорджии в 2019 году. Я решил её перевести и сейчас выкладываю введение. С оригиналом можно познакомиться тут: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3057&context=etd

Диссертация по Рэдволлу.pdf 98 \u041a\u0411 · 3 скачивания

А есть ещё научные труды?

Они по большей части теологические или есть и из других областей?

Это классная тема, сбрось ещё, как будет возможность

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27.06.2023 в 11:51, Scalrag сказал:

А есть ещё научные труды?

Они по большей части теологические или есть и из других областей?

Это классная тема, сбрось ещё, как будет возможность

Есть статья, написанная в Малайзии (да-да) - "другая сторона Рэдволла: средневековое понятие о "чужих" и бинарные оппозиции в "Изгнаннике"". Я её начинал переводить, но там какой-то странный текст, тяжёлый для перевода, странно построенные предложения. Но, может быть, я её всё-таки добью и скину сюда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

02.07.2023 в 22:41, Меланхолический Кот сказал:

средневековое понятие о "чужих"

Мирные по отношению к хищникам be like инквизиция, лол, есть такое

02.07.2023 в 22:41, Меланхолический Кот сказал:

бинарные оппозиции в "Изгнаннике"

Звучит интересно

02.07.2023 в 22:41, Меланхолический Кот сказал:

Но, может быть, я её всё-таки добью и скину сюда.

Было бы круто

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...